"Сегодня мы направили письмо в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в ситуации. Факт браконьерства, согласно фотографиям, опубликованным в СМИ, для нас очевиден, мы просим прокуратуру выяснить, во-первых, законность самой охоты, ведь ее сезон давно закрыт, во-вторых, мы просим выяснить, велся ли отстрел животных с вертолета, что также запрещено, и в-третьих, уничтожались ли животные, занесенные в Красную книгу РФ", - заявил Честин.
- Пресс-секретарь Минприроды: "Случаи выдачи разрешений на отстрел горных баранов мне не известны"
- Россельхознадзор контролирует отстрел диких животных лишь "косвенно"
Ранее в Алтайском государственном заповеднике подтвердили, что охота на алтайского горного барана (архара или аргали) категорически запрещена. Однако на фотографиях с места крушения вертолета, появившихся в интернете, видны убитые животные.
Авиакатастрофа Ми-8 компании "Газпромавиа" произошла в пятницу, 9 января. На борту воздушного судна находились три члена экипажа и восемь пассажиров. Семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, погибли, четверо выжили.
По неофициальной информации, активно обсуждаемой в СМИ, пассажиры вертолета вели охоту, стреляя в животных (предположительно, горных баранов, занесенных в Красную книгу) прямо с воздуха.
Ми-8 при этом мог снизиться до опасной высоты, зацепить винтом склон горы или попасть в порыв сильного бокового ветра, в результате чего и опрокинулся.
Ранее в правительстве Республики Алтай подтвердили, что пассажиры вертолета Ми-8 направлялись на охоту. Как утверждает глава региона Александр Бердников, у охотников были все разрешительные документы, однако официальной информации, на каких именно животных была запланирована охота, пока нет.
Согласно Правилам охоты на территории Республики Алтай от 1 сентября 2005 года (в редакции от 20 июля 2006 года), утвержденным правительством региона, охота на диких копытных животных производится по именным разовым лицензиям, которые во время охоты должны находиться у ответственного за отстрел (старшего команды, бригадира).
Пресс-секретарь Минприроды: "Случаи выдачи разрешений на отстрел горных баранов мне не известны"
Отстрел диких животных, занесенных в Красную книгу, возможен в исключительных случаях - для научных целей или для регулирования популяции. Это требует особого разрешения, заявил агентству пресс-секретарь Минприроды РФ Николай Гудков. По его словам, случаи, когда такое разрешение выдавалось бы для отстрела горных баранов, ему лично неизвестны.
"Добыча допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов", - сообщил Гудков.
По его словам, разрешение на добывание объектов животного мира, включенных в Красную книгу, подписывается уполномоченным должностным лицом Росприроднадзора и заверяется специальной печатью.
"Мне неизвестны случаи, когда такое разрешение выдавалось бы для отстрела горных баранов. Чаще всего это касается белых медведей, которые могут угрожать жизни человека, заходя в населенные пункты", - сказал он.
При этом на месте составляется акт с указанием количества добытых объектов животного мира, времени, места, орудий добывания, фамилий лиц, ответственных и привлеченных для добывания.
Россельхознадзор контролирует отстрел диких животных лишь "косвенно"
В настоящее время охота и, в том числе, так называемый "санитарный отстрел", находятся в ведении субъектов федерации. Местные власти устанавливают собственный порядок и выдают соответствующие разрешения, пояснил пресс-секретарь подведомственного Министерству сельского хозяйства Россельхознадзора Алексей Алексеенко.
Россельхознадзор косвенно контролирует этот процесс, выдавая рекомендации по отстрелу чрезмерно распространившихся или опасных животных, сказал собеседник агентства.
Заместитель директора департамента охотничьего хозяйства Минсельхоза Андрей Сицко, в свою очередь, заявил, что понятия "санитарный отстрел" в охотничьем законодательстве не существует.
"Такого понятия как санитарный отстрел по нашей части, по охотничьей, нет. Есть либо регулирование численности, которая законом уже предусмотрена, либо еще действует у нас старая инструкция о добывании диких копытных животных и медведей, там есть понятие "вынужденный отстрел". А такого понятия, как санитарный отстрел в сфере нашей деятельности нет", - пояснил собеседник агентства.
На вопрос, могут ли животные, занесенные в Красную книгу, попадать под вынужденный отстрел, Сицко ответил: "На краснокнижных животных охотничье законодательство не распространяется".
"То есть, полномочия охотничьих органов распространяются только на объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты. У нас даже в положении написано "за исключением занесенных в Красную книгу и находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения". Поэтому на краснокнижных животных вообще не охотятся. Поэтому все, что связано с краснокнижными животными, это не наша прерогатива, - это полномочия Минприроды", - сказал Сицко.
Он отметил, что охотничьи полномочия сейчас переданы субъектам федерации. Департамент охотничьего хозяйства не владеет статистикой по вынужденным отстрелам животных, сообщил Сицко.