Мещанский суд Москвы отклонил ходатайства защиты, просившей прекратить уголовное дело в отношении Шахновского как в части обвинения в уклонении от уплаты налогов в крупном размере, так и по обвинению в подделке документов
НТВ
Мещанский суд Москвы, приступивший в среду к рассмотрению уголовного дела в отношении бывшего главы компании ЮКОС-Москва Василия Шахновского, отказался прекратить в отношении него уголовное дело, отклонив таким образом заявленное защитой ходатайство.

Суд отклонил как заявленное преждевременно ходатайство защиты, просившей прекратить уголовное дело в отношении Шахновского как в части обвинения в уклонении от уплаты налогов в крупном размере, так и по обвинению в неоднократной подделке документов.

Суд также отказался признать недопустимыми доказательствами по делу ряд документов, представленных обвинением, сообщает "Интерфакс".

В ходе судебного заседания в среду гособвинитель Дмитрий Шохин изложил суть обвинений, предъявляемых Генпрокуратурой к бывшему главе компании ЮКОС-Москва. По словам прокурора, Василий Шахновский с 1998 по 2000 год являлся фактическим руководителем компаний ЗАО "Роспром" и ООО ЮКОС-Москва.

По мнению следствия, при его непосредственном участии фактически руководители этих организаций путем свершения финансовых операций организовали вывод оборотного капитала, полученного в результате деятельности подконтрольных им российских предприятий, на счета контролируемых ими иностранных компаний в зарубежных банках.

Кроме того, по словам гособвинителя, с 1998 по 2000 годы Василий Шахновский регулярно предоставлял в налоговую инспекцию ложные сведения об источнике своего дохода, в результате чего им не было уплачено налогов и страховых взносов на общую сумму более 28,5 млн рублей.

По данным следствия, Василий Шахновский заключал подложные договора с иностранной фирмой "Статус Сервис Лимитед", по которому обязывался оказывать ей консультационные услуги по финансово-экономическому развитию и банковскому регулированию в РФ. На основе этого договора он получал в налоговых органах патент на право применения упрощенной системы налогообложения, которая распространяется на физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью по оказанию консультационных и управленческих услуг.

Таким образом, как считает прокуратура, имея патент на применение упрощенной системы налогообложения и договор на оказание консультационных услуг, Шахновский предоставлял в МНС номер два по городу Москве неверные сведения об источнике своих доходов, утверждая в налоговой декларации, что деньги получены им за проведение консультаций в фирме "Статус Сервис Лимитед". При этом, как подчеркнул прокурор, Шахновский осознавал, что фактически указанные им суммы являются доходом от деятельности в ЗАО "Роспром" и ООО ЮКОС-Москва, с которых он обязан был уплачивать подоходный налог и взносы в негосударственные страховые фонды, в том числе в Пенсионный фонд РФ.

По окончании выступления прокурора, слово было предоставлено подсудимому, который заявил, что не признает себя виновным по всем предъявленным статьям УК РФ. По словам Шахновского, в указанный период с 1998 по 2000 годы он действительно оказывал консультационные услуги иностранной фирме и предоставлял в налоговые органы все документы, которые от него требовали.

Василий Шахновский заявил, что отказывается от дачи показаний в суде. "Доказывать свою невиновность я не обязан и не буду давать показания", - заявил он, подтвердив, что намерен воспользоваться правом, предоставляемым статьей 51 Конституции РФ.

Что касается гражданского иска, предъявленного ему налоговой инспекцией, он отметил, что уплатил требуемую сумму (более 53 млн рублей), "поскольку хотел перевести отношения с государством в рамки гражданско-правовых отношений".

Налоговая инспекция отозвала иск к Шахновскому о взыскании 53 млн 366 тыс. рублей

Мещанский суд Москвы прекратил производство по гражданскому иску, заявленному налоговой инспекцией о взыскании 53 млн 366 тыс. рублей с бывшего главы компании ЮКОС-Москва Василия Шахновского.

Производство по иску прекращено в связи с отказом налоговой службы (МНС N 2 по Москве) от заявленных ранее требований, поскольку Шахновский полностью возместил нанесенный ущерб, сообщает "Интерфакс".

Как пояснил адвокат Василия Шахновского Генрих Падва, согласно уголовно-процессуальному законодательству отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.

Генеральная прокуратура обвиняет Василия Шахновского в уклонении от уплаты налогов в крупном размере и неоднократной подделке документов. По данным следствия, предоставляя в налоговые органы подложную информацию об источнике дохода, Шахновский неправомерно пользовался льготами по уплате налогов. В результате он, по данным следствия, не уплатил подоходный налог и страховые взносы в негосударственные страховые фонды на сумму более 28,5 млн рублей.

Учитывая, что инкриминируемые Шахновскому действия он совершил в 1998-2002 годах, общая сумма задолженности с учетом пени и штрафов составила 53 млн 366 тыс. рублей, которые Шахновский добровольно возместил в бюджет.

Рассмотрение уголовного дела в отношении Шахновского будет продолжено

Прекращение судом производства по гражданскому иску налоговой инспекции к Василию Шахновскому не влечет прекращения уголовного дела в отношении предпринимателя. Об этом заявил "Интерфаксу" в среду официальный представитель Генпрокуратуры РФ, комментируя решение Мещанского суда Москвы.

"Рассмотрение уголовного дела в отношении Шахновского в суде продолжается, доказательства вины подсудимого будут исследованы судом в установленном порядке", - отметил представитель Генпрокуратуры.

В свою очередь, государственный обвинитель по этому делу Дмитрий Шохин заявил в суде, что возражает против освобождения от уголовной ответственности Шахновского, который обвиняется Генпрокуратурой в уклонении от уплаты налогов в крупном размере и неоднократной подделке документов.

Представитель обвинения исходит из того, что Шахновский не способствовал раскрытию преступления.

Согласно Уголовному кодексу РФ, содействие следствию в раскрытии преступления является одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности лица, обвиняемого в налоговом преступлении.