За основу принят правительственный вариант законопроекта. О том, что документ будет принят, еще до заседания кабинета министров заявил премьер-министр Михаил Касьянов.
Правительственный вариант законопроекта представляет собой существенно дополненный и измененный вариант Минобороны, который многие оценивали как слишком жесткий. При этом учитывались и три других проекта, предложенные депутатами.
Как сообщила вице-премьер Правительства России Валентина Матвиенко по итогам заседания кабинета министров, наибольшие споры возникли вокруг сроков прохождения призывниками альтернативной службы. Принято решение, что срок альтернативной службы при прохождении ее по гражданским профессиям будет в два раза больше срока воинской службы, а в случае если призывник согласится занять гражданскую должность в воинских частях, то срок такой альтернативной службы будет больше обычной воинской в 1,5 раза.
Вместе с тем Матвиенко отметила, что вопрос о сроке альтернативной гражданской службы будет дополнительно уточнен уже в ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе.
Закон предусматривает возможность несения альтернативной службы как по территориальному, так и по нетерриториальному принципу. Кроме того, предусмотрена возможность одновременно с несением альтернативной службы проходить обучение в заочных и вечерних учебных заведениях.
В случае, если призывник соглашается проходить альтернативную службу на гражданских должностях в Вооруженных силах, законопроект запрещает его размещение на проживание вместе с военнослужащими срочной службы. Это, по словам Матвиенко, делается для того, чтобы избежать элементов "дедовщины" по отношению к "альтернативщикам".
Как заявила вице-премьер, призывник должен будет ясно изложить причины, по которым он не может проходить обычную воинскую службу. "Элемент доказательности должен быть, но не требуется предоставления справок от религиозных конфессий и других подобных бюрократических процедур", - отметила вице-премьер. "Несение альтернативной службы - это тоже служение Отечеству", - подчеркнула Матвиенко.
Одновременно, сообщила Матвиенко, одобренный на заседании правительства в четверг законопроект об альтернативной гражданской службе не предусматривает отмену льгот по несению военной службы, связанных, в частности, с состоянием здоровья призывника.
Об этом она заявила на брифинге в Доме правительства в четверг, отвечая на вопрос, не будут ли обязаны проходить альтернативную службу призывники, освобожденные от военной службы. "Речь идет только о тех, кто обязан нести военную службу", - подчеркнула Матвиенко.
Она сообщила также, что после принятия закона правительство утвердит перечень профессий, по которым можно будет проходить альтернативную гражданскую службу.
Вице-премьер воздержалась от оценок предполагаемого количества призывников, которые выразят желание проходить альтернативную службу. "Рассчитываем на взвешенное отношение граждан призывного возраста к альтернативной гражданской службе", - отметила Матвиенко, выразив мнение, что "альтернативщиков" "будет десятки, но не сотни тысяч".
Как подчеркнула Матвиенко, "альтернативщики" не будут ущемлены в своих трудовых правах, они будут работать в строгом соответствии с Трудовым кодексом. В частности, у них сохранится право на ежегодный отпуск, отпуск на сдачу экзаменов, у "альтернативщиков" будет такая же зарплата, как и у работников на соответствующих должностях.
Отвечая на вопрос, что будет с юношами, которые уже сегодня проходят альтернативную службу в Нижегородской области, Матвиенко сказала, что, видимо, эта инициатива "отвечала потребностям общества, но ставить ребят вне закона неправильно". По ее словам, "какое-то решение проблемы надо будет найти", сейчас этот вопрос уже рассматривается в судебных органах, и, как считает вице-премьер, "суд вынесет единственно правильное решение".
Матвиенко заявила о невозможности проведения в отдельных регионах страны экспериментов по прохождению альтернативной гражданской службы. "Сделать это невозможно без принятия закона, а после принятия все призывники на всей территории России будут иметь равные права", - подчеркнула вице-премьер.
По ее словам, головной организацией при реализации данного законопроекта определено Министерство труда и социального развития. Это министерство будет готовить предложения по рабочим местам, которые будут предлагаться лицам, проходящим альтернативную службу. "Это и органы соцзащиты, и медицинские учреждения, строительные организации и другие, где есть в этом потребность", - сказала Матвиенко. Призываемым на альтернативную службу будут предлагаться на выбор рабочие места, так сказать, "огласят весь список".
"Законопроект об альтернативной гражданской службе отвечает интересам общества, государства и гражданина", - отметила Матвиенко.
В то же время депутаты - авторы альтернативных законопроектов не согласны с двумя положениям в проекте закона "Об альтернативной гражданской службе". Об этом сообщил депутат Государственной думы Владимир Лысенко, принимавший участие в заседании кабинета как автор одного из альтернативных законопроектов.
По его словам, речь идет о зафиксированном в документе доказательном, а не заявительном принципе прохождения альтернативной службы, а также о ее продолжительности в 4, а не 3 года, как настаивали законодатели. По мнению Лысенко, находиться 4 года на альтернативной службе большинство молодых людей не согласится.
Теперь закон должен пройти Госдуму и Совет Федерации. Но, как заявляют депутаты, они поддерживают проект закона и постараются принять его как можно быстрее.
В свою очередь, председатель Госдумы Геннадий Селезнев считает, что закон об альтернативной службе будет принят на нынешней парламентской сессии. Он заявил, что альтернативная служба должна существовать, но продолжительность ее должна быть больше, чем срок службы в армии, по крайней мере на год.
Председатель Госдумы считает, что места работы тех, кто изберет альтернативную службу, должны определяться пунктами социальной защиты, чтобы "никто не мог откупиться". Тогда на тяжелую работу в социальной сфере пойдут лишь те люди, кто не хочет служить в армии действительно по идеологическим или религиозным убеждениям. "А те, кто хочет просто найти уловку, чтобы не служить, вряд ли пойдут на такую работу", - заметил он.
По данным Генерального штаба ВС России, в 2000 году желание выбрать альтернативную службу изъявили 1996 человек. Из них 506 человек призваны на военную службу и направлены в войска, а 621 обжаловали в суде решение о призыве, и 193 жалобы были удовлетворены.
Между тем официальный представитель Комитета солдатских матерей Вероника Дмитриева ранее заявила, что при рассмотрении проекта закона об альтернативной гражданской службе Правительство России должно было "довести законопроект до ума" и убрать "наиболее неприемлемые вещи".
По ее мнению, четырехлетний срок прохождения альтернативной службы является неприемлемым, так как "это фактически исключает человека из социума в будущем, ведь это время - наиболее интеллектуальный срок, когда человек может развиваться и подстраиваться".
Комитет солдатских матерей поддерживает проект, представленный депутатом Семеновым. "В проекте полностью отражены четыре наши требования: равный срок альтернативной и военной службы, прохождение службы по месту жительства, уведомительный характер предоставления службы и гражданский, социально значимый характер труда", - пояснила Дмитриева. Вместе с тем она признала необходимость "политических компромиссов". "Там, где можно, мы будем стараться, чтобы Воробьев и Баранников смогли что-то продвинуть в своем проекте", - подчеркнула она.
"Колоссальным сдвигом" в разработке проекта о возможности прохождения альтернативной гражданской службы Дмитриева назвала согласие на прохождение альтернативной службы по месту жительства. Кроме того, заметила она, важно то, что первоначальный законопроект, "который на ура представил начальник Генштаба, не прошел". По ее мнению, это является "показателем влияния мнения общества, граждан на то, что происходит во властях".
В Госдуме "есть понимание, что закон надо принимать", уверена Дмитриева. Хотя, отметила она, "каждый понимает по-своему, что такое альтернативная служба". При этом Дмитриева выразила опасение, что "будет трудно принять что-то демократическое", поскольку "Дума находится под гипнозом правительства и президента".