Однако есть и другие варианты проекта закона, в которых предлагается установить срок службы от 2,5 до 4 лет.
Министр труда и социального развития России Александр Починок, который выступит в качестве основного докладчика по этому вопросу на заседании Госдумы 14 февраля, убежден, что законопроект об альтернативной службе сможет работать эффективно.
Выступая сегодня на пресс-конференции, министр заметил, что "за последнюю неделю законопроект изменился радикальным образом". Он сообщил, что в ближайшее время службы занятости его ведомства будут заниматься сбором заявок по рабочим местам по всей стране. По его словам, альтернативщикам может быть предложена работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения, образования, в пожарных и спасательных службах. Список вакансий будет находиться в распоряжении призывных комиссий.
Починок отметил, что законопроект содержит территориальный принцип несения службы, причем альтернативщики будут пользоваться всеми правами, предусмотренными Трудовым кодексом, включая право на учебу. Министр также добавил, что им придется нести и соответствующие обязанности, а нарушители "могут подвергаться всему спектру наказаний, включая увольнения, в случае которых они будут призываться уже на военную службу".
Одной из основ документа остается двойное превышение срока альтернативной службы по отношению к воинской, поскольку, как пояснил Починок, "альтернативщики будут работать 8 часов в день, в то время как солдаты несут службу круглосуточно".
Глава Минтруда подчеркнул, что "альтернативщики" в случае нарушения ими трудового законодательства могут быть наказаны в соответствии с положениями кодекса вплоть до увольнения с работы. "В этом случае им придется по призыву служить в армии", - подчеркнул Починок.
В то же время он отметил, что альтернативная служба предоставляет гражданам право получить оплачиваемую работу, пользоваться всеми правами наемного работника, а также продолжать учебу.
В свою очередь, председатель Госдумы Геннадий Селезнев считает, что закон об альтернативной службе будет принят на нынешней парламентской сессии. Он считает, что альтернативная служба должна существовать, но продолжительность ее должна быть больше, чем срок службы в армии, по крайней мере на год, передает ИТАР-ТАСС.
Вместе с тем Селезнев отметил, что до тех пор, пока не будет принят федеральный закон, эксперименты с альтернативной службой, которые проводятся в некоторых регионах, являются не более чем обманом молодежи. Председатель Госдумы считает, что места работы тех, кто изберет альтернативную службу, должны определяться пунктами социальной защиты, чтобы "никто не мог откупиться". Тогда на тяжелую работу в социальной сфере пойдут лишь те люди, кто не хочет служить в армии действительно по идеологическим или религиозным убеждениям. "А те, кто хочет просто найти уловку, чтобы не служить, вряд ли пойдут на такую работу", - заметил он.
Между тем официальный представитель Комитета солдатских матерей Вероника Дмитриева считает, что при рассмотрении проекта закона об альтернативной гражданской службе Правительство России должно "довести законопроект до ума" и убрать "наиболее неприемлемые вещи". Как заявила она в эфире радиостанции "Эхо Москвы", четырехлетний срок прохождения альтернативной службы является неприемлемым, так как "это фактически исключает человека из социума в будущем, ведь это время - наиболее интеллектуальный срок, когда человек может развиваться и подстраиваться".
Комитет солдатских матерей поддерживает проект, представленный депутатом Семеновым. "В проекте полностью отражены четыре наши требования: равный срок альтернативной и военной службы, прохождение службы по месту жительства, уведомительный характер предоставления службы и гражданский, социально значимый характер труда", - пояснила Дмитриева. Вместе с тем она признала необходимость "политических компромиссов". "Там, где можно, мы будем стараться, чтобы Воробьев и Баранников (авторы других проектов закона об альтернативной службе) смогли что-то продвинуть в своем проекте", - подчеркнула она.
В окончательном варианте законопроекта об альтернативной службе следует указать "исчерпывающий перечень видов работ", на которых можно проходить эту службу, считает Дмитриева. "Сейчас этой четкости нет", - заметила она. Кроме того, альтернативная служба не должна проходить в воинских частях, уверена она.
"Колоссальным сдвигом" в разработке проекта о возможности прохождения альтернативной гражданской службы Дмитриева назвала согласие на прохождение альтернативной службы по месту жительства. Кроме того, заметила она, важно то, что первоначальный законопроект, "который на ура представил начальник Генштаба, не прошел". По ее мнению, это является "показателем влияния мнения общества, граждан на то, что происходит во властях".
В Госдуме "есть понимание, что закон надо принимать", уверена Дмитриева. Хотя, отметила она, "каждый понимает по-своему, что такое альтернативная служба". При этом Дмитриева выразила опасение, что "будет трудно принять что-то демократическое", поскольку "Дума находится под гипнозом правительства и президента".
По данным Генерального штаба ВС России, в 2000 году желание выбрать альтернативную службу изъявили 1996 человек. Из них 506 человек призваны на военную службу и направлены в войска, а 621 - обжаловали в суде решение о призыве, и 193 жалобы были удовлетворены.