Международный секретариат Всемирной Организации по борьбе с пытками потребовал освобождения йошкар- олинского активиста организации "Другая Россия" Артема Басырова, который принудительно удерживается в психиатрической больнице
Архив NEWSru.com
Международный секретариат Всемирной Организации по борьбе с пытками потребовал немедленного освобождения йошкар-олинского активиста организации "Другая Россия" Артема Басырова, который принудительно удерживается в психиатрической больнице, сообщила глава нижегородского Фонда в поддержку толерантности Оксана Челышева.

Всемирная Организации по борьбе с пытками направила письма в адрес президента России, генерального прокурора, председателя комиссии по правам человека при президенте, омбудсмена России, министра внутренних дел, министра иностранных дел, постоянной миссии России при ООН, посольства России в Бельгии с требованием гарантировать физическую и психологическую неприкосновенность Артема Басырова, сообщает The New Times.

- Случай Ларисы Арап и другие примеры "карательной психиатрии"

Международный секретариат выразил глубокую озабоченность по поводу физической и психологической безопасности Артема Басырова, а также тем, что его принудительное лечение имеет политические мотивы. Комитет обратился к международному сообществу с просьбой о срочном вмешательстве в это дело.

Руководство Объединенного гражданского франта (ОГФ) направило уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину с просьбой вмешаться в ситуацию с активистом оппозиционной коалиции "Другая Россия" в республике Марий Эл Артемом Басыровым, к которому применяются методы карательной психиатрии. ОГФ считает, что Басыров преследуется по политическим мотивам.

Напомним, что Басыров был задержан 23 ноября и доставлен в психо-неврологический диспансер. Медицинская комиссия была проведена только 26 ноября, что является нарушением закона, так как она должна была быть проведена в течение 48 часов. Комиссия приняла решение о принудительном лечении Артема, которое было подтверждено решением суда 27 ноября. Кассационная жалоба на решение суда направлена в Верховный суд республики. Родителям до сих пор не удалось встретиться с сыном.

Басырова положили в психбольницу за приставания к девушкам

Согласно данным сайта "Другая Россия", Басыров Артем Робертович родился 15 июля 1987 года в городе Йошкар-Ола, а в 2005 году вступил в ряды марийского отделения запрещенной ныне Национал-большевистской партии (НБП). Став пресс-секретарем коалиции в республике Марий Эл, молодой активист участвовал в подготовке ряда акций "Другой России", в частности и нескольких "Маршей несогласных". Помимо прочего, он является студентом Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, где до недавнего времени учился на преподавателя истории.

В интернет-сообществах друзья помещенного в психбольницу написали об обстоятельствах его задержания. По их словам, 23 ноября Артема Басырова задержали двое неизвестных молодых людей и принудительно увезли в психбольницу. "Молодые люди, - пишут друзья активиста, - утверждали, что Артем только что приставал к какой-то девушке и что якобы на него имеется жалоба, что он якобы психически нездоров, после чего схватили его под руки и увезли в психбольницу в поселок Семеновка (недалеко от Йошкар-Олы)".

Накануне Артему Басырову предоставили право на несколько телефонных звонков. Один из этих звонков был сделан активисту московского ОГФ Сергею. "Он мне сообщил, как его просто взяли на улице сотрудники РУБОП, отвезли в психушку. Обвинили его, что якобы он домогался каких-то там девушек, поместили его на лечение. Он сам даже не смог внятно объяснить мне, почему его туда поместили. Он совершенно не понял, что произошло. Он очень коротко все сказал. Я так понял, ему дали всего несколько звонков сделать и все", - сообщил Сергей.

24 ноября (на следующий день после задержания) оппозиционеры собирались провести в городе Йошкар-Ола митинг несогласных, в то время как сам Артем являлся одним из его организаторов. Однако устраивать эту акцию им так и не разрешили - 15 ноября на уведомление, поданное днем ранее в администрацию города, был получен категорический отказ.

Как сообщили местные активисты "Другой России" в одном из интернет-сообществ, за несколько дней до предполагаемого митинга домой к организаторам наведывались сотрудники милиции общественной безопасности. Приходили они с письмом, в котором начальник городского УВД Морозов якобы напомнил им о недопустимости несанкционированных мероприятий в Йошкар-Оле.

"Сотрудникам милиции было разъяснено, что несанкционированных мероприятий 24 ноября организаторы проводить не планируют, - сообщают сами активисты. - Видимо, этих заверений сотрудникам МВД показалось мало, и они решили "изолировать" активистов на время митинга. 22 ноября в ходе провокации был "изолирован" еще один активист "Другой России" и организатор Митинга несогласных Михаил Клюжев. На него напали, когда тот возвращался с работы домой. Нападавший скрылся, а подъехавшие сотрудники ППС задержали Михаила по обвинению в "мелком хулиганстве". Мировой суд назначил ему наказание в виде ареста на трое суток".

Случай Ларисы Арап и другие примеры "карательной психиатрии"

Психиатрия как специализированная медицинская дисциплина имеет почти двухвековую историю. И почти столько же ведутся споры о её научной состоятельности, достоверности и правомерности её методов и объективности результатов. Случаи использования "карательной психиатрии" как одной из форм борьбы с политическими противникам имели место во многих странах (включая развитые демократии), но наибольшую известность получило использование карательной психиатрии в СССР.

Крайняя субъективность психиатрической науки позволяет в каждом конкретном случае маневрировать её инструментами, что в жизни зачастую оборачивается трагедиями отдельных людей и целых семей. Обычной практикой стали также недопущение адвокатов к "психбольным", пренебрежение принципом презумпции невиновности при принудительном обследовании на суде.

К методам карательной психиатрии обычно относят: лишение дееспособности или ущемление прав на основании ложного диагноза; установление принудительного медицинского наблюдения; госпитализация психически здоровых (или не здоровых, но не требующих госпитализации) людей, то есть использование клиник как мест заключения; применение к здоровым людям медицинских процедур, в том числе болезненных, опасных или калечащих (начиная от назначения психотропных лекарств и кончая электрошоком головного мозга); сознательное нанесение вреда физическому и психическому здоровью ("сведение с ума").

Система карательной психиатрии была уничтожена в СССР только в 1988 году, когда в ведение Минздрава СССР были переданы 16 психиатрических больниц специального типа МВД СССР, а пять из них были и вовсе ликвидированы. С психиатрического учета были сняты 776 тысяч пациентов.

Из Уголовного кодекса РСФСР изъяли статьи 70 и 190, по которым антисоветская пропаганда и клевета на советский строй рассматривались как социально опасная деятельность. Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 года было принято имевшее силу закона "Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи".

Однако в последние годы авторы многих публикаций в СМИ и провозащитники заявляют, что методы широко использовавшейся в СССР карательной психиатрии снова входят в практику. Другие авторы, наоборот, считают, что в России 2007 года открыто оспаривать действия властей могут только сумашедшие; и полагают применение этого термина к и РФ необоснованным

Журналиста из Благовещенская Владислава Никитенко также направляли на принудительную экспертизу, однако после не отправили в лечебницу, а оставили в СИЗО. Его родной брат рассказал "Гражданской комиссии по правам человека", что в начале сентября 2007 года по возвращении из двухмесячного визита с Китая Никитенко сразу же был заключен под стражу в Благовещенское СИЗО в связи с нарушением подписки о невыезде, взятой с него по закрытому и, якобы, возобновленному делу 2-3-х годичной давности.

"В знак протеста, по истечении 2-х месяцев заключения Никитенко объявил бессрочную голодовку. На 22-е сутки голодовки, о чем имеется справка с Благовещенского СИЗО, был отправлен на судебно-психиатрическую экспертизу. Причина назначения СПЭ не известна. Во время голодовки свидания с родными не предоставлялось и передачи не принимались. По словам близких во время нахождения в Хабаровске в психиатрической больнице, в суде города Благовещенска было проведено судебное заседание по его делу. На судебном заседании без присутствия подследственного и его адвоката было вынесено решение о продлении содержания под стражей еще на три месяца. В данное время семья и близкие находятся в неведении его физического состояния".

Активистка мурманского отделения Объединенного гражданского фронта Лариса Арап в июле была помещена в мурманскую областную психиатрическую больницу, когда она пришла за медицинской справкой, необходимой для получения водительских прав. В связи с этим в Мурманск аппаратом уполномоченного по правам человека была направлена комиссия врачей, которая подтвердила болезненное состояние Арап. Однако, по мнению независимых экспертов, она не представляет для окружающих опасности и может принимать курс лечения вне стационара.

20 августа Арап выписали из больницы и перевели на амбулаторное лечение. Она направила две жалобы на суды, по решениям которых ее отправили в лечебницу, но их отклонили.

Примечательно, что сама Лариса Арап писала о нескольких случаях, когда в лечебницу насильно помещали здоровых людей - по распоряжению их властных противников: женщину-бизнесмена - по инициативе конкурентов, которые хотели завладеть её бизнесом; свидетеля по делу об убийстве и мать изнасилованной в школе девочки (имеющий большие связи директор хотел избежать скандала).

Британская The Daily Telegraph в августе писала о "десятках случаев, которые подтверждают, что российская система психиатрического лечения быстро становится столь же неприглядной, какой она была в советские времена".

Прошлой осенью Андрея Федоровича держали в клинике 43 дня после того, как соседи, желая завладеть его квартирой, воспользовались своими большими связями в московской милиции и объявили его сумасшедшим. Алексей Шуралёв рассказывает похожую историю, хотя на этот раз его противники пришли из ФСБ, утверждает газета. "Такие истории не редкость. Чем дальше, тем чаще такая судьба постигает тех, кто противостоит властям в российских регионах", - утверждает The Daily Telegraph.

В 2005 году после неравной схватки с судебной, милицейской и региональной властями Чебоксар с целью уличить их в коррумпированности Альберт Имендаев был помещён в психиатрическую лечебницу за день до того, как его должны были зарегистрировать кандидатом на местных выборах.

Годом ранее в том же городе на принудительное лечение был помещён Игорь Моляков - после того, как психиатры установили (а судья утвердил), что серия его писем, в которых изобличалась местная коррупция, отражала столь мрачное мировоззрение, что на его почве развилось "психическое заболевание".

"И снова психиатры рассматривают упрямую индивидуальность как признак психоза, - заявила Любовь Виноградова, исполнительный директор Ассоциации независимых психиатров. - К тому, кто выступает в суде против госучреждения или пишет жалобы, относятся как к социально опасному элементу, и он рискует попасть в тюрьму". Всё готово для широкомасштабных политических репрессий посредством психиатрии, - заявила Виноградова.