Правоохранительные органы уже начали проверку по факту появления записи. "Соответствующее поручение дано одному из специальных подразделений МВД России, которое занимается расследованием подобных преступлений", - передает РИА "Новости" сообщение высокопоставленного источника в Министерстве внутренних дел. Он добавил, что если даже запись со сценами убийства окажется "фальшивкой и провокацией", действия ее авторов все равно подпадают под несколько статей Уголовного кодекса, в том числе ст. 282, предусматривающую ответственность за возбуждение ненависти либо вражды на национальной почве, а равно унижение человеческого достоинства.
По данным агентства "Интерфакс", над делом работает департамент по борьбе с организованной преступностью МВД России и управление "К", расследующее компьютерные преступления. Правоохранительные органы в ближайшее время будут принимать решение, возбуждать ли уголовное дело или отказать в этом. Управление "К" выясняет источник размещения видеозаписи. Представители МВД пока не дают окончательного заключения о том, был ли это реальная казнь или ее искусная имитация.
- Описание видеозаписи "казни"
"Коммерсант" в понедельник поинтересовался реакцией таджикской и дагестансокй диаспор Москвы (напомним, что, по утверждению палачей, они казнили таджика и выходца из Дагестана), но в диаспорах лишь ответили, что об этих убийствах им ничего не известно. Руководитель Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов (Поткин) назвал ролик "провокацией". Как заявил Белов, "Есть две версии: либо это совершено теми, кто искренне считает, что вот так бороться с приезжими и надо, либо это провокация для того, чтобы дискредитировать русские идеи и активизировать борьбу с их сторонниками".
Он также допускает, что появление скандального видеоролика могло быть приурочено к решению Московского городского суда оставить под стражей главаря ультранационалистической группировки "Формат-18" Максима Марцинкевича, известного под кличкой Тесак и задержанного по подозрению в разжигании межнациональной вражды. Как пишет издание, "дело в том, что "Формат-18" как раз специализировался на производстве роликов с кадрами насилия над кавказцами, правда, многие из них были постановочными". По словам политолога Владимира Прибыловского, которого цитирует радио "Свобода", "группировка скинов "Формат-18" помещала в основном избиения как бы с намеком, что человек забит до смерти".
Другой политолог, Станислав Белковский, уверен, что общественности предъявлены не настоящие убийства, а постановочные съемки. В разъяснении, которое он дал информационному агентству "Новый регион", Белковский заявил, что за последними инцидентами - подрывом поезда "Невский экспресс" и демонстрацией видеокадров с "казнью таджика и дагестанца" - могут стоять "тактические интересы каких-то мелких игроков". Белковский уверен, что президент страны Владимир Путин, который использовал нестабильную обстановку в стране для прихода к власти в 1999 году, сейчас заинтересован в стабильности. Возможно, демонстрация "казни таджика и дагестанца" организована для усиления борьбы против радикальных националистов. Это событие "само по себе имеет скорее не политический аспект, а аппаратный. Это в интересах Суркова и его соратников, взваливших на себя тяжкое бремя борьбы со страшной и ужасной националистической угрозой, чья опасность для страны, на мой взгляд, сильно преувеличена", - считает Станислав Белковский. Но "в результате коммерческих битв и схваток между олигархами, борьбы за передел собственности, сражений на региональном уровне среди различных групп бюрократии, наподобие той, которую мы наблюдаем сейчас в Архангельске, дестабилизация ситуации может наступить помимо желания Кремля. И наступление дестабилизации мне видится практически неизбежной – она вытекает, подчеркну, не из желания Кремля, а из всей логики построения нынешней политико-экономической системы", – заявил политолог. По мнению Белковского, количество происшествий, дестабилизирующих обстановку в России, перед выборами может существенно увеличиться.
Руководитель специализирующегося на борьбе с ксенофобией правозащитного центра СОВА Александр Верховский считает ролик "очень натуралистичным и похожим на настоящий". Он предполагает, что за изготовлением этого материала могут стоять некие "не организованные и не известные широкой публике люди". Правозащитник добавил, что "этим людям нужно было о себе заявить, и у них получилось это сделать: трудно поверить, что никогда ранее не убивавшие люди способны на такое".
Председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина сообщила радиостанции "Свобода", что не нашла в себе сил досмотреть до конца ролик, который получила от анонимного корреспондента. Правозащитница заявила, что о подобных случаях нападений на людей на почве межнациональной вражды сообщения в "Гражданское содействие" приходят "ежедневно" и "постоянно". Она напомнила об убийстве уроженца Армении Артура Сардаряна, которое было совершено в пригородном электропоезде и заснято на камеру мобильного телефона. Правозащитники, напомнила Ганнушкина, занимаются обжалованием решения суда, оправдавшего обвиняемых в убийстве. Глава комитета "Гражданское содействие" сказала, что собирается "снять это на дискету или на диск и отправить в Генеральную прокуратуру". Светлана Ганнушкина подчеркнула: "Мне кажется, что пора уже нашим правоохранительным органам заняться этой проблемой, серьезнейшей на сегодняшний день".
Обозреватель газеты "Комсомольская правда" Александр Бойко пишет, что "служил в Чечне и видел десятки подобных кассет". В 2001 году трофейные записи казней пленных русских солдат можно было найти в любом подразделении федеральных сил, утверждает он. Известно, что эти видеосъемки чеченские террористы выполняли, чтобы отчитаться перед своими нанимателями. Но, уточняет Александр Бойко, "многие российские офицеры, используя такие записи, даже проводили политинформации с личным составом: мол, посмотрят и в бою будут держаться до последнего патрона, в самоволку не пойдут, в плен не сдадутся. Пусть видят, что их ждет. Но в том же 2001-м пришел приказ все кассеты с убийствами изъять из российских частей и уничтожить".
Антон Носик, руководитель компании, отвечающей за русскоязычную часть "Живого журнала", прокомментировал появление скандальных кадров в некоторых электронных дневниках следующим образом: "Есть действительно список вещей, которые пользователь "живого журнала" обязуется в "живом журнале" не делать, но вот так фотографии казни не опубликовать, там такого пункта нет. Там есть пункт о том, что запрещается публиковать высказывания, возбуждающие расовую ненависть. Насколько это применимо к данной конкретной публикации, вопрос открыт и конфликтная комиссия "живого журнала" стала бы этим разбираться, если бы поступила жалоба".
Из этических соображений не рекомендуем читать этот текст впечатлительным людям
Видео начинается с изображения свастики на зеленом компьютерном фоне. Далее на фоне "зелени" природы и незатейливой электронной музыки появляются титры "Операция НСПР по аресту и казни двух колонистов из Дагестана и Таджикистана. 2007 год". Затем оператор снимает панораму, на которой видно летний сельский (или загородный) пейзаж: дома, деревья, даже автомобиль. Местность характерна для средней полосы страны. Сама "казнь", впрочем, разворачивается весной или осенью: в кадре практически нет зеленых листьев. Автор записи показывает лица будущих жертв крупным планом: это молодые мужчины. Они связаны и лежат на земле, покрытой старой пожухлой листвой. Следующий кадр - обе жертвы рядом сидят на коленях, а затем по очереди спокойно произносят: "Нас арестовали русские национальные социалисты". После чего крупный мужчина в камуфляжном костюме, маске и перчатках хватает за волосы первую жертву и с возгласом "Слава Руси!" профессиональными уверенными движениями отпиливает ей голову. Для этой цели он использует большой нож с зазубринами. На убийство уходит всего несколько секунд, оператор подходит ближе, и действие начинает сопровождаться натуралистичными звуками: сперва бульканьем крови, а затем жужжанием распиливаемого позвоночника. Далее эти звуки заглушаются музыкой электрогитары. Затем неизвестный переворачивает тело и кладет отрезанную голову рядом с ним. Развевается полотнище с изображением свастики. Второе убийство происходит еще быстрее: связанной жертве с близкого расстояния стреляют в затылок, тело падает в заранее вырытую могилу. Снова звучит электронная музыка, двое мужчин в масках вскидывают руки в нацистском приветствии.