"[Нового начальника иркутского УФСИН] назначили совсем недавно. Попытки нового руководства навести порядок, пресечь незаконные действия, фиксировать нарушения, например, создание комфортных условий для отдельного контингента, столкнулись с саботажем и шантажом со стороны осужденных", - сказал Чуйченко в интервью "Российской газете".
Есть информация о том, добавил министр, что этот бунт "был срежиссирован извне, эти же люди проплатили так называемых правозащитников, которые до сих пор пытаются раскачать ситуацию в масс-медиа". Произошедшее в колонии чиновник назвал провокацией.
Бунт в ИК-15 начался 9 апреля после того, как один из заключенных - Антон Обаленичев, - заявил об избиении сотрудником колонии и порезал вены. После этого надзиратели снова избили Обаленичева. В итоге уже несколько десятков заключенных вскрыли себе вены, а также разбили камеры видеонаблюдения.
Во ФСИН же утверждали, что бунт начался после того, как один из осужденных напал на сотрудника колонии во время проведения личного обыска. Он якобы "толкал сотрудников учреждения, нецензурно выражался, призывал других осужденных к противоправным действиям".
На следующий день другие осужденные поддержали бунт, отказались выходить на утреннюю зарядку и заперлись в цехах промзоны. К вечеру на территории промышленной части загорелись здания. По одной из версий, пожар начался из-за того, что введенный в колонию спецназ применял дымовые шашки и гранаты.
Правозащитники рассказывали о жестоком подавлении бунта спецназом и как минимум одной жертве. Еще девять человек, по их данным, перевели в тюремную больницу - в том числе одного с компрессионным переломом позвоночника, пишет "Новая газета". Выяснить другие подробности правозащитники не смогли, так как в колонии был введен карантин под предлогом профилактики распространения коронавируса.
13 апреля представители крупнейших правозащитных организаций по всей стране опубликовали открытое письмо с требованием провести открытое расследование произошедшего во время бунта. "Русь сидящая" просила вмешаться в ситуацию спецдокладчиков ООН.