Ходорковский в интервью британской газете рассказал о своем тюремном быте
RTV International
Бывший глава нефтяного концерна ЮКОС Михаил Ходорковский продолжает общаться с иностранными СМИ. Неделю назад он дал интервью немецкому журналу Focus, в котором предрек себе пожизненное заключение. На этот раз Ходорковский, находящийся в колонии Краснокаменска, пообщался с журналистами британской газеты The Sunday Times.

В новом интервью он не стал высказывать более оптимистичные прогнозы, а снова отметил вероятность того, что он проведет оставшуюся часть жизни в тюрьме, пишет InoPressa.

Как сказал Ходорковский, никто, кроме высшего руководства страны, не может сказать, выпустят ли его когда-нибудь. "Поэтому я живу так, как если бы мне предстояло провести в тюрьме всю оставшуюся жизнь", - добавил экс-глава ЮКОСа. По его словам, несмотря на такие нерадостные перспективы, он спит хорошо и ему не снятся кошмары.

В интервью британскому изданию экс-глава ЮКОСа рассказал о своем тюремном быте. После подъема в 6:45 всем заключенным дается час на умывание, бритье, зарядку, завтрак и чтение новостей. Большую часть времени Ходорковский питается овсянкой и пьет кофе. По словам некогда богатейшего человека России, за завтраком он постоянно вспоминает своих детей, так как до ареста они всегда завтракали вместе.

Как рассказал Ходорковский, в каждой камере находятся от 3 до 8 человек, все они вынуждены уживаться друг с другом на пространстве меньше пяти квадратных ярдов. В камере Ходорковский, если его не возят в суд, проводит 23 часа в день. Всего в течение часа ему, как и остальным обитателям тюрьмы, разрешается гулять.

В суд бывшего олигарха доставляют в специальном грузовике в металлической кабине – каждый раз на перевозку тратится примерно четыре часа в день. По словам Ходорковского, в суде он и Платон Лебедев находятся в "аквариуме" из пуленепробиваемого стекла. Ходорковский отметил, что в зале полно охранников с автоматами. По словам экс-главы ЮКОСа, он всегда задается вопросом, в кого они собираются стрелять.

Во время судебных слушаний, которые проходят четыре раза в неделю, есть короткий перерыв на обед, во время которого Ходорковскому разрешают поесть.

В интервью Ходорковский рассказал о своей семье, как скромно жили его родители, которые не были членами КПСС и не имели никаких связей. По его словам, по этой причине он рано начал работать.

Как отметил в беседе в журналистами Ходорковский, кампания против него была организована Кремлем. Первое дело против него возбудили "из жадности", второе - "из трусости", считает олигарх: "Трудно сказать, в чем мои враги убедили Владимира Путина. Возможно, он и вправду думал, что я замышляю какой-то заговор... Более вероятно, что это был повод атаковать самую успешную в России нефтяную компанию".

По словам Ходорковского, ему часто задают вопрос, почему он не бежал за границу. Как отметил экс-глава ЮКОС, это значило бы признать вину и бросить в тяжелом положении Платона Лебедева. По словам Ходорковского, у него были определенные надежды на то, что суд над ним будет справедливым, но этого не произошло. По его словам, в России немного людей считают, что его судят справедливо и непредвзято.

По словам Ходорковского, после суда его везут обратно в камеру. До сна у него есть два часа на ужин, чтение газет, стирку вещей, тогда же он может написать письмо родным. В камере бывший олигарх провел уже более 2000 дней, и никто, кроме высшего руководства страны, не может ответить на вопрос, что будет дальше, освободят ли его когда-нибудь или он проведет остаток жизни за решеткой.

По словам Ходорковского, порядки в тюрьме строгие: когда заключенных выводят из камеры, никогда не говорят, с какой целью, его вещи постоянно обыскивают, он находится под постоянным наблюдением, а в камере круглосуточно горит свет.

Семью Ходорковский может видеть только два раза в месяц в течение часа – все это время они общаются через стеклянную перегородку. С тоской Ходорковский заметил, что между тем время идет, родители стареют, дети растут, его старший сын женится, дочка учится в университете, а младшие сыновья-близнецы уже пошли в школу.

По словам Ходорковского, тюремное заключение – это нелегко, но терпимо. В числе положительного экс-олигарх заметил, что тюрьма дает ему возможность много читать.