Российские медики, которых президент России Владимир Путин сравнил с военными на передовой, и пообещал им "боевые" выплаты за борьбу с коронавирусом, не получили обещанные деньги
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Российские медики, которых президент России Владимир Путин сравнил с военными на передовой, и пообещал им "боевые" выплаты за борьбу с коронавирусом, не получили обещанные деньги. До них дошли копейки.

8 апреля 2020 года в своем обращении Путин объявил о стимулирующих выплатах медицинскому персоналу, работающему с пациентами с COVID-19. Врачам были обещаны дополнительные 80 тыс. рублей в месяц, медсестрам - 50 тыс. рублей, водителям и фельдшерам скорой помощи - 25 тыс. рублей.

Но в реальности все получилось иначе - вместо десятков тысяч врачи, медсестры и фельдшеры получили по несколько сотен рублей. 11 мая на задержки этих выплат обратил внимание президент, а накануне премьер-министр Михаил Мишустин на совещании, посвященном этой проблеме, признал, что из более чем 27 млрд рублей, выделенных регионам на доплаты врачам, выплачено всего 4,5 млрд рублей (около 15%). 13 мая глава Минздрава Михаил Мурашко, выступая в Госдуме, заявил, что для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусом привлечены 116 тысяч врачей, 243 тысячи фельдшеров, медсестер, медбратьев, 48 тысяч человек младшего медицинского персонала и почти 32 тысячи водителей скорой помощи. По его словам, стимулирующие выплаты доведены уже до 66 788 человек, или 63,6% от всех медицинских работников.

Выплаты, действительно, доведены, но суммы их оказались даже не смехотворными, а издевательскими. Как сообщает "Север.Реалии", в Мурманской области водители скорой помощи получили не обещанные 25 тыс. рублей в месяц, а по часам работы - кому 190 рублей, кому 200 рублей, кому 386 рублей.

- Нюансы математики чиновников: как из 25 тысяч получаются 250 рублей

Фельдшер Александра Ануфриева со станции скорой помощи в Мурманской области перевозит больных из инфекционной больницы, но никаких премий не получала. "Нас привлекают сделать КТ, мы везем пациента в областную больницу в пределах города. Мы также ездим на вызовы и не знаем, есть там коронавирус или нет. Если пневмония, то идет подозрение на вирус. Мы берем мазки, отвозим их, - говорит Ануфриева. - Говорят, должны выплатить, но пока никаких надбавок не было. Водителям пришли деньги, но копейки... Кому 190 рублей, кому 200 рублей".

Врач-педиатр Мурманской областной станции скорой помощи Елена Дюдюкина также подтверждает, что выплат не было: "Мы - "детская бригада", нам ничего не доплачивают. Если будет выезд на пациента с коронавирусом, это где-то 386 рублей за смену".

Но это еще "большие суммы". В других расчетных листках медработников за апрель были указаны выплаты в 22 рубля, сообщает "КП-Мурманск".

Во Владимирской области доплаты фельдшерам от местных властей в апреле составили чуть меньше 260 рублей. Фельдшер станции скорой помощи Владимира Екатерина Ашаева за свои труды в апреле получила 259,42 рубля, пишет информагентство "Про Владимир". "Наш работодатель посчитал, что это расчет за минуты. Там даже был расписан пример: вот такой-то фельдшер был на вызове столько-то времени и одна минута стоила 2,44 рубля, представляете", - рассказала Ашаева.

По ее словам, самую большую выплату по этому показателю получил фельдшер педиатрической бригады - 1800 рублей. Все обещанные региональные выплаты были начислены за вычетом подоходного налога. Сотрудники скорой обратились в прокуратуру Владимирской области с просьбой разобраться в ситуации.

В Новосибирской области водители скорой помощи получили апрельскую доплату за работу в условиях пандемии коронавируса в пределах 200-300 рублей, что примерно в 100 раз меньше обещанных "путинских выплат".

В Нижегородской области работники скорой помощи, получив за работу с больными COVID-19 мизерные доплаты, организовали сход. Как сообщает нижегородский телеканал "Кстати", сотрудники "скорой помощи" из разных подстанций приехали на Сормовскую подстанцию на совещание, посвященное выплатам, получив расчетные листки. Как рассказала фельдшер скорой помощи Евгения Чуфыркина, она получила доплату в 1786,70 рублей, но некоторые водители скорой получили по 89 копеек.

Медицинские работники собрались на подстанции, куда должна была прибыть представитель замминистра областного здравоохранения, чтобы узнать, куда пропали деньги и почему президент деньги выделил, а до медиков они не дошли.

Но заместитель губернатора Нижегородской области, глава областного Минздрава Давид Мелик-Гусейнов назвал собрание на Сормовской подстанции "аморальным", "провокацией" и "заказухой". По его словам, "это была четко спланированная акция людей, который пытаются на очень тяжелой ситуации сколотить политические очки". Он обратился в следственные органы с требованием "найти зачинщиков этой чудовищной акции". Таким образом, требования медиков выплатить им деньги в правительстве области посчитали преступлением.


Нюансы математики чиновников: как из 25 тысяч получаются 250 рублей

После того, как в соцсетях разошлись видео из Нижнего Новгорода и фотография расчетного листа водителя скорой помощи из Мурманска с копеечными доплатами за работу с ковидными пациентами, стало понятно, каким образом региональные Минздравы высчитывают выплаты.

Выплаты медикам предусмотрены согласно двум постановлениям правительства РФ: N415 и N484. Первая выплата начисляется исходя из установленного процента от средней зарплаты в регионе, а вторая ("президентская" надбавка) - из расчета не более 100% на одну ставку, то есть от 25 тыс. рублей до 80 тыс. рублей в месяц.

По этим постановлениям предусматриваются "выплаты стимулирующего характера за фактически отработанное время". Но на местах "фактически отработанное время" истолковали как время работы непосредственно с коронавирусной инфекцией.

Глава Нижегородского Минздрава Давид Мелик-Гусейнов утверждает, что размер доплат медицинским работникам, фельдшерам и водителям скорой помощи зависит не от количества их смен, а от количества часов и минут, которые они проводят с пациентом, зараженным коронавирусом.

Эту схему расчета подтвердил и министр здравоохранения Мурманской области Дмитрий Панычев, объясняя начисления медикам в 300 рублей за апрель: "Фактическое время, которое сотрудник отработал на вызове к ковидному пациенту, составило 1,5 часа. Поэтому такая доплата и прошла". По его расчетам, если водитель скорой помощи отработал с больным 5,33 часа в течение четырех рабочих смены, то он должен получить не 12 598 рублей за четыре смены, а всего 1398 рублей за пять с половиной часов.

Вот таким образом из обещанных многотысячных доплат медикам за борьбу с коронавирусом "на передовой" получаются в реальности копейки.

После таких доплат региональным властям из Минздрава РФ пришло разъяснение, что расчет должен идти не по фактическому контакту с пациентом с коронавирусом, а за все время, которое человек присутствует на работе, то есть за полную смену.

Как заявила замглавы Минздрава России Татьяна Семенова, стремление некоторых руководителей "оптимизировать" стимулирующие выплаты медикам за помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, например, рассчитывать их "по минутам", не имеет под собой оснований и потребует серьезной оценки.

"Возникает справедливое непонимание со стороны персонала, ощущение, что на них сэкономили", - подчеркнула Семенова.

По словам заместителя министра здравоохранения, ведомство перечислило в регионы все средства на стимулирующие выплаты медикам и другому персоналу за помощь пациентам с COVID-19. Выплаты за апрель те, кому они положены, должны получить "не позднее 15 мая", говорится на сайте Минздрава.

После этого схемы начисления в регионах стали срочно пересчитывать, обещая выплатить все деньги в ближайшие дни.

Накануне глава Минздрава Михаил Мурашко, выступая на Парламентском часе в Госдуме, завил, что его ведомство будет пристально следить за ситуацией с выплатами медикам.