Напомним, 13 сентября 2004 года, на расширенном заседании правительства с участием губернаторов, сенаторов и депутатов Госдумы президент России выступил с программой политических реформ. Наиболее масштабными были две инициативы главы государства - отмена прямых выборов губернаторов в связи с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе и создание Общественной палаты как органа контроля граждан за действиями государства. Отметим, с 15 декабря 2004 года, когда новый порядок избрания губернаторов вступил в силу, президент внес кандидатуры уже 31 регионального лидера из 89-ти. Законодательные собрания утверждают их практически единогласно.
- Политическая реформа год спустя: Путин доволен тем, как действует его система
- Оценки кремлевских политологов: с новой системой демократии будет больше
- Оценка представителей политических партий: подвижки есть, но они пока не ощутимы обществом
- Депутаты об Общественной палате и о том насколько безопаснее стало жить в России
Путин доволен тем, как действует его система
Оппозиционные политики в России и западные страны расценили новый порядок избрания губернаторов как стремление Кремля напрямую назначать региональных лидеров, подавляя политическую волю на местах. Как сообщает РИА "Новости", на недавней встрече с группой зарубежных политологов Путин сказал, что с такой оценкой содержания своей реформы был не согласен с самого начала, а теперь, когда накопилась достаточная практика применения этой системы, еще более уверен в своей правоте.
Российский президент добавил, что при подборе каждой кандидатуры губернатора ведутся подробные консультации с законодательными собраниями, и мнение местных депутатов учитывается самым серьезным образом. Сложностью этих консультаций объясняется тот факт, что за год Кремль неоднократно нарушал сроки внесения кандидатур губернаторов в местные парламенты, причем опоздания иногда достигали нескольких недель. При этом в Кремле отрицают наличие другой проблемы, о которой не раз писали СМИ - наличие "кадрового голода" при подборе кандидатов.
В конце 2004 года, отвечая на вопрос, не сложно ли будет найти 89 профессионалов на губернаторские посты, Владимир Путин сказал: "Что касается поиска нужных людей в целом по стране, то хочу вам сказать, что при смене правительства из 83 чиновников высшего уровня были переназначены на свои должности только 38. Мне кажется, если мы будем внедрять другие современные системы поиска и подготовки кадров, то, безусловно, в такой богатой талантами стране, как Россия, найдем хорошо подготовленных профессионально, порядочных лично и патриотически настроенных людей. Их в стране достаточно".
Вопрос о том, что "кадровая скамейка" Кремля слишком короткая, снова встал после предложения на пост губернатора Нижегородской области бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева. Эту кандидатуру Кремль внес буквально за несколько дней до истечения срока губернаторства Геннадия Ходырева. Фамилия "варяга из Москвы" стала полной неожиданностью практически для всех. Неожиданным стало для многих и выдвижение на губернаторство в Иркутской области начальника Восточно-Сибирской железной дороги Александра Тишанина и руководителя Управления президента по вопросам госслужбы Александра Карлина в Алтайском крае.
Однако, по словам одного из экспертов, эти кадровые решения не были случайными - выдвижение нового регионального лидера шло в комплексе с подбором для него новой профессиональной команды, которая была бы способна вместе с ним обеспечить экономическое развитие области, края, республики при соблюдении интересов всей страны. Эту мысль подтвердил полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев, по словам которого, сказанное касается не только новых губернаторов, но и вновь переизбранных прежних региональных руководителей. Так, на территории Уральского округа переутверждение прошли четыре из шести губернаторов - Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, Челябинской области.
"После этого в каждом из регионов были сформированы команды губернаторов, адекватные требованиям времени", - сказал полпред. "Говорить о некоем "кадровом голоде" нет никаких оснований. Другое дело, что многое делается в первый раз, многие механизмы проходят апробацию, поэтому в ряде регионов и имеют место некоторые задержки с внесением предложений", - отметил он, добавив, что новая система является еще и сильным антикоррупционным инструментом.
Один из близких к Кремлю политологов так сформулировал принципы отбора кандидатов на пост регионального лидера: "Главой региона должен быть хороший управленец, не обязательно экономист, бизнесмен, это может быть и чиновник из Москвы, главное, чтобы он развивал регион и делал жизнь людей лучше, не забывая при этом об общенациональных интересах, не превращаясь в местного "царька"".
Владимир Путин, судя по всему, доволен тем, как действует система. Пожурив 17 августа в беседе с журналистами свою администрацию и полпредов за медлительность, президент, тем не менее, сказал, что система вполне жизнеспособна: "Сбоев пока не было. Мне приятно отметить это, так как я в свое время говорил о необходимости создания такой системы регионального руководства, при которой главы регионов будут стремиться к решению региональных проблем, потому что с ними они кровно связаны, и думать об общенациональных интересах. Так это и получилось сейчас".
Оценки кремлевских политологов: с новой системой демократии будет больше
Российские политологи по-разному оценивают новую систему выборов региональных лидеров. Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, ранее считавшийся "человеком, близким к Кремлю", сейчас настроен весьма критически: "На мой взгляд, новая система избрания губернаторов была введена во многом для того, чтобы законсервировать нынешние элиты, а не поменять их. Новые губернаторы появляются сейчас только там, где прежние управленцы нарушили свои обязательства перед выдвинувшими их во власть олигархическими группировками, или там, где они являются излишне "беспокойными", политически активными с точки зрения Кремля".
По мнению же президента фонда "Политика" Вячеслава Никонова, в России, напротив, создается система "всеобъемлющей президентской кадровой политики и серьезной ротации кадров по горизонтали и вертикали". Как полагает Никонов, идя по новой схеме, Кремль, с одной стороны, хочет сохранить тех сильных управленцев, у которых должны были истечь сроки полномочий, с другой - обновить руководящие органы там, где они работают неэффективно. "Существует большое количество достаточно опытных управленцев в московском регионе, в Госдуме, в правительстве РФ, которые могут возглавить регионы, но при прежней системе у них не было шансов быть избранными, или не было желания тратить несколько месяцев на то, чтобы вести избирательную кампанию", - сказал Никонов.
Сергей Марков согласен с полпредом Латышевым в том, что новые фигуры должны не только улучшить социально-экономическую ситуацию в регионах, но и "расшевелить местные коррупционные муравейники". "Система ориентирована на необходимость понизить коррупционную составляющую в деятельности губернаторов", - заявил он.
Высокопоставленный источник в Кремле, отвечающий за некоторые вопросы внутренней политики, недавно в закрытой беседе признал, что политика Путина - "абсолютно здоровая реакция на очень сложный период 90-х годов, когда фактически были дезорганизованы все государственные институты - не только демократические, но и любые иные. Естественно, мы нуждались в консолидации власти и в оздоровлении всех институтов".
В Кремле полагают, что период фактического правления олигархов в России назвать "демократическим" было бы неправильным, поскольку мнение большинства тогда абсолютно игнорировалось. Именно поэтому, в частности, люди до сих пор не могут примириться с итогами все той же приватизации.
"Если сейчас то, что делает государство, в большей степени соответствует представлениям большинства о свободе и справедливости - значит, этот курс более демократический, чем был тогда", - сказал источник в администрации президента, пожелавший остаться анонимным.
Как считает представитель администрации Путина, новый порядок избрания губернаторов, воспринятый многими как отступление от демократии, на самом деле - шаг к ее укреплению и дорога к развитию многопартийной демократии в регионах.
По его словам, беспартийные региональные лидеры заигрывают с различными партиями, примыкают сегодня к одной группе, завтра - к другой, создавая этим нездоровую ситуацию на местах. Поэтому партии, которые будут выигрывать выборы в регионах, скоро будут иметь приоритетные права на выдвижение своего кандидата на пост регионального лидера. Эта мысль звучала и в апрельском послании Путина к Федеральному собранию.
"Уверен, что и в этом направлении в близком будущем мы придем к тому, что местные власти будут просто формироваться местными законодательными собраниями, как это происходит в очень многих странах мира", - сказал кремлевский источник.
Кремль явно планирует во многом переместить центр политической борьбы в регионы, что, по его мнению, и будет способствовать развитию российской демократии.
Оценка представителей политических партий: подвижки есть, но они пока не ощутимы обществом
Назначение губернаторов не было продиктовано борьбой с терроризмом. "Просто власть хотела поставить под контроль губернаторов, в частности, созерцая события на Украине. Это удалось - теперь не нужно думать, как проголосует народ, нужно только знать, как проголосует "Единая Россия" и кого представить администрации президента. Только, к сожалению, все это не продиктовано какой-то политической целью", - выразил свое мнение по поводу продуктивности реформы о назначении губернаторов "Времени новостей" глава московского отделения КПРФ Владимир Улас.
Депутат ЛДПР Госдумы Сергей Абельцев считает, что назначение губернаторов - это полумера, и назначение глав регионов должно осуществляться единолично президентом страны без всякого согласования с парламентом, что даст более жесткую вертикаль. "Практика, что люди, пользуясь случаем, хорошим настроением, имеют возможность подать документы президенту на переутверждение, неправильная. Нужно принимать решение по каждому губернатору перед окончанием его срока полномочий - не раньше, чем за три месяца", - говорит он.
"Важен не сам механизм избрания губернаторов, а то, что он дает возможность президенту поучаствовать в этом. Когда в большинстве регионов такие назначения состоятся, президент сможет наделить их дополнительными полномочиями, например, по координации силовых структур в своем регионе. Произойдет более тесная увязка между федеральными ведомствами и руководствами регионов. Эффект будет позитивный", - рассуждает депутат Госдумы из фракции "Единая Россия" Олег Ковалев.
"Вследствие проведенной реформы в стране окончательно сворачивается публичная политика, наступают времена просвещенного абсолютизма", - с таким мнением выступил секретарь федерального совета партии "Союз правых сил" Борис Надеждин. "Когда важнейшие реформы запускаются не до их запуска, а после. Типичный пример - социальная поддержка бюджетников. Вдруг президент заявляет, что мы увеличиваем зарплату врачам и учителям, а обсуждение начинается после этого. То есть институты, которые придуманы, чтобы это обсуждать - парламент и независимые СМИ, - выступают в роли комментаторов", - говорит он.
"Ни одна из заявленных целей не была достигнута. Когда Владимир Путин предложил назначать губернаторов, он публично объявил два мотива: есть угроза терроризма и выбранные народом губернаторы в целом неэффективны, коррумпированы. Прошел год. Как связано назначение губернаторов с борьбой с терроризмом, до сих пор неясно. При этом из 31губернатора, которые были назначены по новой схеме, мы видим всего пять новых лиц. Причем в двух случаях - Шанцев и Боос - это связано с проблемами Москвы, а не региона. А известные своей "некоррумпированностью и эффективностью" личности типа Дарькина и Шаймиева переназначены", - утверждает Надеждин.
Депутаты об Общественной палате и о том насколько безопаснее стало жить в России
Владимир Улас считает, что для того, чтобы была площадка, где эксперты и политики обсуждали сценарии развития государства, нужно было повышать статус Думы и не низводить статус Совета Федерации до отстойника бывших политиков. Из Госдумы можно было бы сделать такой орган, а не создавать по неизвестным принципам Общественную палату. "Общественная палата - это бутафория", - сказал он.
"В России безопаснее не стало. Пока Кавказ не взорвался, хотя предпосылки к этому есть. Любой толчок, и Кавказ может взорваться, как котел, а федеральный центр делает вид, что ничего не происходит. Нужно бороться не с конкретными боевиками, а с причинами терроризма - совершеннейшей нищетой кавказских народов, огромным социальным расслоением", - говорит Улас.
"С Общественной палатой - полная мистика, - высказывается Надеждин. - Про нее нечего говорить, ибо не опубликован ее состав. Пока только можно сказать, что главным критерием при ее формировании является лояльность. При этом власть пытается заполучить в палату общественных деятелей, которые пользуются авторитетом в оппозиции, например, главу Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву".
"В Общественной палате соберутся так называемые "сливки общества". Я думаю, что они погрязнут в своих диспутах, и никакого практического выхода их работа иметь не будет, никакого конструктива мы от них не дождемся. Они будут красоваться друг перед другом. Такая работа не должна быть факультативом, только на постоянной основе. Я считаю, что этот орган нужен только для того, чтобы удовлетворить неуемные амбиции интеллигенции, которой хочется принять участие в жизни страны или получить дополнительные преференции в виде корочек, чтобы их ГАИ не останавливала. Непонятно, где и как будут проходить заседания, нужны здания, аппарат. Деньги, которые на это собираются потратить, нужно дать вооруженным силам. Вот там представлены все слои общества", - говорит Сергей Абельцев.
Идею создания Общественной палаты Ковалев считает хорошей: "Основа подготовлена, но говорить сейчас о результате нет возможности. Итоги могут появиться только тогда, когда палата проработает хотя бы полгода. Палата даст возможность через нее доводить до общества законодательные инициативы, общество будет более информированным о принимаемых решениях".
"Не знаю, в связи с реформой это происходило или просто нормально стали работать спецслужбы, но, например, без эксцессов прошел День города в Москве. За минувший год больших терактов вроде Дубровки или Беслана не повторилось. Бандиты и террористы - нумерологи, они обычно под какую-то дату придумывают что-то более изощренное", - считает Улас.
Серьезные шаги предприняты по урегулированию ситуации на Кавказе, говорит Ковалев. Подвижки есть в этой сфере существенные, но пока не ощутимые обществом. Только специалистами они ощутимы. Хотя это дело времени, и не такого большого. То, что пройдут выборы законодательной власти в Чечне, - позитив".
Но общее ощущение людей от обстановки на Кавказе не изменилось, возражает Надеждин. Терактов масштаба Беслана не было, но подрывы машин, кражи людей остались. Люди вообще не связывают свою безопасность с политической реформой. Россияне стали чувствовать себя увереннее в материальном смысле, но совсем не уверены в собственной безопасности.