Русский может себе позволить не высказываться открыто: в его руках такие рычаги тайного формирования политического ландшафта, о каких Роув может только мечтать
Архив NEWSru.com
Малоизвестный за пределами России и редко встречающийся с зарубежными визитерами Владислав Сурков является полевым командиром в войне идей по поводу продвижения демократии в республиках бывшего СССР. Он является заместителем главы администрации и политическим советником президента России Владимира Путина, то есть занимает такие же посты, что Карл Роув в Белом доме.

Личностные особенности, равно как и политические системы отличают 41-летнего Суркова, обладающего мягкими и вкрадчивыми манерами, от 54-летнего Роува, который умеет быть жестким и непреклонным. Сурков внушает исподволь там, где техасец отдает приказы. Русский может себе позволить не высказываться открыто: в его руках такие рычаги тайного формирования политического ландшафта, о каких Роув может только мечтать.

Сравнение Роува и Суркова, популярное в России, по-видимому, хромает, пишет американская газета The Washington Post. Тем не менее, эта параллель дает представление о временах и постах, сформировавших этих людей. Они оба - механики национальной политики в электронную эпоху, которая характеризуется нестабильностью и переменчивостью. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Сурков проводит в редких публичных заявлениях, появляющихся на страницах СМИ, подконтрольных государству, мысль о том, что события в России в 1990-х годах нельзя назвать функционирующей демократией. Это было безнравственное и хаотичное управление. Нынешнее руководство занимается восстановлением порядка, борется с террористами, которые убивают детей и мирных граждан.

В России предметом борьбы является сама суть демократии

Но в России борьба острее, так как здесь ее предметом является суть демократии, пишет американская газета. Команду Путина объединяет ведущая идея: Россия никогда не вернется к сумятице и беспорядку эпохи Ельцина. Россия должна найти способ превращения в "суверенную демократию", которая будет защищать культурные традиции страны, ее экономические активы и военную мощь от иностранного влияния или господства.

Это Кремль приводит в прямое противоречие с идеей, которая доминировала в Польше во время недавнего празднования 25-летия восстания "Солидарности" против коммунистического правления. Новая модель революции – мирной и эффективной, благодаря массовым гражданским протестам, – приходит на смену насильственной революции, во главе которой стоит тот или иной авангард.

Демократизация, которую олицетворяла "Солидарность", покатилась на восток, где приобрела форму "революции роз" в Грузии и "оранжевой революции" на Украине. Она может охватить Узбекистан, Белоруссию и путинскую Россию. По крайней мере, об этом прямо говорили ветераны "Солидарности" в Варшаве, эта же мысль звучит в речах Буша о глобальной демократии.

На глазах всего мира происходит "самое быстрое в истории продвижение демократических институций", заявил недавно президент Буш. Эта перспектива тревожит "кремлевского Карла Роува", который усердно работает над планом, который позволит обойти с фланга наступление западной политики на территории исторической российской империи. Он решительно настроен остановить политические движения улицы, которые стали спусковым механизмом мирных революций в Сербии, Грузии, на Украине и в других местах. Смысл в том, чтобы получить власть над силами, которые дали Кремлю отпор в Киеве и Тбилиси.

Кремль приводит в движение механизмы, гарантирующие, что он может вывести на улицы собственные толпы и развернуть собственные "неправительственные" организации, когда придет время. Недавно Сурков создал молодежную организацию "Наши" и помог организовать якобы конкурирующие политические партии, чтобы поддержать Путина в трудную минуту, напоминает издание. При этом Кремль неутомимо душит независимые СМИ.

По мнению путинской команды, США и западные общественные организации помогли организовать уличные демонстрации, не позволившие признать результаты выборов в пользу поддерживаемого Путиным кандидата. Решающую роль сыграла улица, а не демократическая трансформация. "Если точка зрения такова, то это наивно, – говорит уходящий президент Польши Александр Квасьневский, за десять лет правления которого Польша завершила переход от тоталитаризма к демократии. – Попытка захватить СМИ, партии и все остальное - это абсолютно искусственный подход в сегодняшнем мире, где все взаимосвязано. Очень быстро обнаруживается, что "ваши" неправительственные организации совсем не "ваши".

"Я понял, что существует только две возможности. Ваша дверь может быть открыта либо закрыта. Если вы пытаетесь оставить дверь диктатуры открытой, она слетит с петель, как только ветер чуть-чуть усилится", - сказал Квасьневский.