Напомним, накануне Служба безопасности Украины запретила въезд на Украину Лужкову в связи с его заявлениями в воскресенье в Севастополе на праздновании 225-летия Черноморского флота РФ. Лужков заявил, что Севастополь как военно-морская база СССР и России никогда не передавался Украине и должен быть возвращен России. Кроме того, он заявил, что собирается поставить перед российским руководством вопрос о пересмотре Договора о дружбе между РФ и Украиной.
- МИД Украины: наша реакция была адекватной
- Лужков: другой реакции я не ожидал, но и молчать не было резона
В Москве восприняли запрет как недружественный шаг, идущий в разрез с обоюдными усилиями по выстраиванию атмосферы доверия и взаимопонимания в двусторонних отношениях. Об этом заявили в понедельник вечером в МИД РФ, передает ИТАР-ТАСС. В ведомстве отметили, что Лужкову неоправданно инкриминируется некое посягательство на территориальную целостность Украины. Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".
"Мэр Москвы никогда не допускал недружественных высказываний в отношении Украины. Он своими практическими действиями активно способствует развитию отношений между двумя государствами. Юрий Лужков высказал лишь мнение, которое совпадает с точкой зрения большинства россиян, болезненно воспринявших распад СССР, что никоим образом не является покушением на суверенитет Украины".
В российском внешнеполитическом ведомстве отметили, что "во всей этой неблаговидной истории настораживает то, что украинская сторона в который раз отказывает российским гражданам в праве высказывать свои взгляды на наше совместное прошлое и вновь вернулась к порочной практике составления "черных списков", ограничивая въезд на территорию Украины отдельным гражданам РФ.
МИД Украины: наша реакция была адекватной
Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко считает адекватными действия украинской власти на заявления мэра Москвы Юрия Лужкова по статусу Севастополя, передает "Интерфакс".
"Обоснованные, четкие и адекватные действия были сделаны с украинской стороны", - заявил глава внешнеполитического ведомства журналистам в понедельник в Вильнюсе.
По его словам, Служба безопасности Украины отреагировала на конкретные действия и факты.
В то же время министр отметил, что речь не идет о составлении на Украине неких "черных списков" лиц, которым въезд в страну запрещен. В свою очередь экс-министр иностранных дел Украины, лидер Народного Руха, народный депутат Борис Тарасюк заявил, что у Украины есть все основания для обращения в Совет Безопасности ООН в связи позицией России относительно высказываний Лужкова.
"Это должно быть серьезным основанием для украинской власти, для президента, для министерства иностранных дел, чтобы высказать свою решительную позицию, и мы имеем все основания для того, чтобы обратиться в Совет Безопасности ООН", - сказал Тарасюк в эфире "5 канала" в понедельник вечером, комментируя ситуацию вокруг высказываний Лужкова.
Тарасюк назвал позицию российских дипломатов непрофессиональной и противоречащей международным обязательствам. "В данном случае я вижу в действиях российских дипломатов непрофессионализм", - сказал экс-главы МИД Украины, добавив, что, по его мнению, стал очевидным тот факт, что за провокационными заявлениями Лужкова стоит официальная Москва.
Тарасюк также поддержал инициативу министра внутренних дел Украины Юрия Луценко о необходимости привлечь к уголовной ответственности мэра Москвы за нарушение украинского законодательства.
"Я готов помочь Юрию Луценко и составить иск в суд с целью привлечь к уголовной ответственности господина Лужкова за нарушение украинской Конституции, законодательства по поводу территориальной целостности", - подчеркнул экс-министр.
Лужков: другой реакции я не ожидал, но и молчать не было резона
Сам Юрий Лужков заявляет, что другой реакции со стороны Украины не ожидал, а его "совесть перед севастопольцами чиста". Накануне Лужков объяснил "Известиям", почему он не мог поступить иначе в городе русских моряков.
"Мое мнение по этому вопросу и так всем известно: как частное лицо, я не раз озвучивал его, и оно каждый раз оживленно обсуждалось. Я отлично понимал, что с такой Службой безопасности и с такой властью, какие там сейчас существуют, меня объявят персоной нон грата на Украине - другой реакции я и не ожидал. Но и молчать не было резона. Сделав заявление о статусе города, я всего лишь подтвердил, что с течением времени не меняю своих взглядов и убеждений. Моя совесть перед севастопольцами, праздновавшими главный городской праздник, чиста".