"Политические" уголовные дела Навального разделил президентский совет
Russia Today
Ряд членов Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ), проанализировав материалы "почтового дела" и дела "Кировлеса" против блоггера и оппозиционера Алексея Навального, признали, что они скорее связаны с его общественно-политической деятельностью, нежели с реальными экономическими преступлениями. Впрочем, документ подписали лишь несколько правозащитников, остальные пока не готовы вступаться за оппозиционера, сообщает "Коммерсант".

Экспертизу на четырех страницах, которая уже поступила во внутреннюю рассылку СПЧ, подготовили члены совета Павел Чиков, Игорь Каляпин и Сергей Костанов. По их мнению, следствие искусственно признает законную коммерческую деятельность преступной. Более показательны обстоятельства возбуждения уголовных дел.

"Алексей Навальный с 2008 года занимается общественной деятельностью в сфере противодействия коррупции, а с 2011 года он занялся и политической деятельностью, выступил с резкой критикой действующих политических партий и принял активное участие в массовых публичных мероприятиях. Именно с этого момента правоохранительные органы активизировали свою деятельность", - аргументируют правозащитники свою позицию о политическом характере преследования оппозиционера.

Пока документ одобрили пять человек из 63 членов совета, пишут "Ведомости". "Коммерсант" называет большие цифры - 10 подписавшихся. Среди них глава центра "Сова" Александр Верховский, политик Ирина Хакамада и журналист Николай Сванидзе.

При этом некоторые члены не согласились со своими коллегами, посчитав, что Совет не должен заниматься отдельными персонами. Такое мнение высказал Александр Брод в разговоре с "Ведомостями". Другие полагают, что текст документа требует более масштабного обсуждения и поспешные выводы могут быть опрометчивыми. "Это нарушение принятых процедур. Когда мы принимали аналогичные заявления по делу Михаила Ходорковского и Сергея Магнитского, сначала выслушали все стороны, пригласили следователей, полицейских, а затем сделали объективный вывод", - цитирует "Коммерсант" члена СПЧ Кирилл Кабанов. По его словам, правозащитники не против разобраться в ситуации с делами против Навального, но "выступать в качестве адвокатов хотят не все".

В случае если у экспертизы будет какой-то легальный статус, защита Навального будет ходатайствовать о приобщении ее к материалам дел. И хотя оппозиционер текста документа не видел, он уверен, что любая независимая экспертиза лучше, чем ее отсутствие. По его словам, Павел Чиков инициировал "расследование" после того, как оппозиционер в очередной раз посетовал Чикову, что в "почтовом деле" и деле "Кировлеса" отсутствуют какие-либо экспертизы, а цифры ущерба - 16 миллионов рублей и 55 миллионов рублей - "взяты с потолка".

Напомним, что именно по делу "Кировлеса" Навальный находится под подпиской о невыезде. В конце января Следственный комитет предъявил оппозиционеру и блоггеру обвинение в окончательной редакции. Согласно ему, Навальный, являясь советником губернатора Кировской области, похитил имущество Кировского областного ГУП "Кировлес", вступив в сговор с директором Вятской лесной компании Петром Офицеровым и гендиректором "Кировлеса" Вячеславом Опалевым. По версии обвинения, с мая по сентябрь 2009 года блоггер украл более 10 тысяч кубометров лесопродукции "Кировлеса", нанеся бюджету Кировской области миллионный ущерб.

Согласно обвинениям по "почтовому делу", фирма ООО "Главное подписное агентство" Алексея Навального, директором которой выступал его брат Олег, с августа 2008-го по май 2011 года пользовалась услугами по перевозке почты по завышенной цене. Братья обвиняются в крупном хищении мошенническим путем денежных средств торговой компании и их частичном отмывании.

Помимо этого, СК проверяет причастность оппозиционера к продаже по заниженной цене крупнейшего в области Уржумского спиртоводочного завода и о хищении средств партии "Союз правых сил". В конце февраля СК также обвинил Навального в незаконном получении адвокатского статуса адвоката.