"Любой вопрос не может оставаться без ответа в течение месяца. Я и раньше - в декабре, январе - отправляла жалобы по делу Ходорковского в различные инстанции. До сих пор не имею ответа. Власть предпочитает не правовой путь общения по этому делу", - сказала адвокат, указав, что это дело - "особенное".
"Все понимают, в чем его особенность. Потому что Ходорковский. А в чем избирательность? Потому что Ходорковский", - сказала Москаленко. По ее словам, Ходорковский - очень терпеливый человек. "Его невозможно вывести из себя, он очень доброжелательный", - сказала адвокат. Она отметила, что ее подзащитный никогда не жаловался на свое содержание, и к нему с уважением относится персонал колонии.
"Он умный человек и этот ум - позитивный. Но каждый раз власть находит, как уязвить его, нарушить его права, ограничить максимально во всем", - подчеркнула Москаленко.
Ранее адвокат Ходорковского Наталья Терехова заявляла "Интерфаксу" о том, что адвокаты изначально считали, что Ходорковскому следует заниматься в колонии научной деятельностью, так как возможности преподавательской работы в учреждении ограничены рядом требований, и занимаются преподаванием вольнонаемные учителя.
Ходорковский, сказала адвокат, с самого начала не стремился работать в пошивочном цехе. У него два высших образования, заключен контракт с журналом "Химия и жизнь" о подготовке статей по научной теме. "По логике, государству выгодно, чтобы Ходорковский занимался не политикой, а научной деятельностью и тем самым зарабатывал больше денег", - считает адвокат.
По словам Тереховой, если Ходорковский будет направлен на швейное производство, она обжалует это решение администрации колонии в городском суде. Не давая ему возможности заниматься наукой, администрация колонии не дает Ходорковскому реализовать его конституционное право на выбор рода занятий, считает Терехова. Для заключенных имеется ряд ограничений на выбор рода занятий, однако, преподавание и научная деятельность не входят в их число, отметила адвокат.
Неделю назад директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Юрий Калинин заявил, что Ходорковский может заниматься научной работой. "Если хочет, ради бога, пусть занимается, - сказал Калинин. - Свободное время всегда есть. Люди в колониях не заняты 24 часа в сутки". Вместе с тем он отметил, что существуют определенные ограничения. "Если он хочет быть чисто ученым, то это не получится - это тюрьма, здесь свой распорядок", - сказал директор ФСИН.
Комментируя высказывания адвокатов Ходорковского относительно того, что их подзащитному не дают возможности заниматься научной работой, поскольку у него нет свободного времени, Калинин сказал: "Это неправда. Свободное время всегда есть. Люди в колониях не заняты 24 часа в сутки".