12 июня сообщалось, что Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) Москвы обратилась в прокуратуру в связи с госпитализацией подростка из ОВД по району Алексеевский после акции в поддержку Голунова. Как заявил ТАСС ответственный секретарь столичной ОНК Иван Мельников, организация получила информацию от задержанных лиц о якобы многочисленных нарушениях их прав.
"Были претензии, что подростков долго держали в автозаке. Было сообщение - не мне непосредственно, - что родителям не сразу сообщали. Потом появилось сообщение про ОВД [по району] Алексеевский <...> Сейчас я отправил запрос на имя прокурора Москвы, чтобы разобраться во всех ситуациях задержания несовершеннолетних вчера в Москве, и насколько правомерны были эти задержания, и правомерны ли были действия полицейских уже потом - были ли нарушения и какие", - сказал он. По словам Бунимовича, аппарат уполномоченного взял на контроль все указанные случаи еще в среду.
Ответственный секретарь ОНК Москвы Иван Мельников заявил РИА "Новости", что участнику акции 2001 года рождения потребовалась госпитализация после применения чрезмерной физической силы сотрудником ОМОНа. По его словам, в ОНК обратились задержанные и их родственники, которые сообщили, что подростку "наносились удары руками, когда тот лежал на полу, в связи с попыткой изъятия фотокамеры". Он также сообщил, что на акции был задержан онкобольной журналист, которому вызвали скорую после вмешательства ОНК.
"Я планирую обратиться к руководителю Росгвардии Виктору Золотову по обоим случаям - и по подростку, и по онкобольному журналисту", - заявил Мельников. Он намерен потребовать от Росгвардии провести проверку и дать правовую оценку работе сотрудников, действия которых угрожали здоровью этих людей. Официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин заявил, что в ведомстве еще не получили жалобы. "Мы пока официально не получали этого обращения, узнали об этом из СМИ. Если будет установлена причастность сотрудников Росгвардии к данным инцидентам, будут приняты соответствующие меры и проведена проверка", - отметил он.
Инициатива провести марш в поддержку журналиста "Медузы" Ивана Голунова, на которого было незаконно заведено уголовное дело о попытке сбыта наркотиков в крупном размере, возникла до того, как со спецкора сняли обвинения. Мэрия Москвы отказалась согласовать акцию, а журналисты, которым принадлежала идея, вышли из состава организаторов. Тем не менее марш состоялся, но почти сразу после его старта начались массовые задержания: в общей сложности сообщалось о задержании 550 человек.
Полицейские хватали людей в футболках с надписью "Я/Мы Иван Голунов", журналистов, включая тех, у кого при себе были пресс-карты и редакционные задания, а также случайных прохожих. В районе Петровки и Страстного бульвара полиция действовала жестко, использовались дубинки. Многих задержанных несколько часов продержали в переполненных автозаках без воды, еды и возможности сходить в туалет.
На большинство задержанных составили протоколы о создании помех транспорту и пешеходам во время несанкционированной акции. Полицейские также пытались вменить активистам выкрикивание "антиправительственных лозунгов", коими стражи порядка сочли имя Ивана Голунова. После обнародования этой информации в полиции убрали такую формулировку из протоколов.