Довольно запутанная ситуация сложилась вокруг независимого кандидата в президенты, бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова
Телеканал "Дождь"
Довольно запутанная ситуация сложилась вокруг независимого кандидата в президенты, бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова. В четверг "Интерфакс" процитировал такие его слова: "Даже если я соберу три миллиона подписей, я принципиально подавать (в ЦИК) не буду".

Эту фразу ряд интернет-изданий и новостных служб восприняли буквально: не подать подписи в ЦИК - значит отказаться от участия в выборах. И распространили сообщения о том, что Черепков снимает свою кандидатуру. Однако в тот же день вечером в эфире телеканала "Дождь" он опроверг информацию о выходе из борьбы за главный пост страны. Эти сведения он назвал "уткой", запущенной политическими противниками (ВИДЕО).

Как сообщал "Интерфакс", 12 января в Москве Черепков давал пресс-конференцию. В ходе общения с журналистами он заявил, что уже собрал большую часть подписей, необходимых для регистрации кандидатом в президенты. Напомним, по закону самовыдвиженец обязан собрать в свою поддержку два миллиона автографов россиян.

При этом Черепков отметил, что, по его мнению, власть в стране "фактически приватизирована". Он пояснил, что политические партии, "сговорившись", без проблем выдвигают своих кандидатов, в то время как самовыдвиженцы должны преодолевать высокий барьер - собирать подписи. Это нечестно и противоречит конституции, отметил Черепков и добавил, что если он сдаст собранные подписи, то таким образом признает антиконституционные законы.

"Мы собрали один миллион 350 тысяч подписей, однако даже если я соберу три миллиона подписей, я принципиально подавать не буду", - процитировало агентство Черепкова. Вскоре СМИ запестрели сообщениями о том, что на одного кандидата стало меньше.

Сообщения с подобными заголовками для самого Черепкова стали большой неожиданностью, о чем он заявил в эфире "Дождя". "Я офицер-подводник. В народе зовут меня Неваляшка, в Кремле - политическим каскадером. Я не имею даже задней скорости на отступление, если даже впереди меня стена... Это запущенная утка или моими противниками…", - заявил кандидат в президенты.

Черепков пояснил, что ему не раз приходилось бороться с атаками политических противников: "Вчера, после того, как я в Верховный суд подал заявление о ликвидации регистрации Путина в связи с злоупотреблением властью и неуходом в течение трех дней после его регистрации со своей должности... обвалились все сайты у меня - и asnv.ru партийная, и cherepkov.ru, а сегодня еще и новостью по голове", - пояснил экс-мэр Владивостока.

Он добавил, что в течение дня не опровергал сообщений о своей отставке только потому, что не имел на то возможности: "Семь лет в эфир я не допускаюсь, иногда на РЕН ТВ как эксперт" - а к интернет-СМИ он не обращается, так как "дана команда, чтобы все, кто объявил об этом... нанесли мне колоссальнейший ущерб".

Что и произошло накануне, когда вслед за интернет-изданиями новость о сокращении числа претендентов на президентство разлетелась по стране. С одной стороны, Черепков действительно заявил, что "подписи подавать не будет". Однако в контексте всего его выступления эта фраза не выглядит столь однозначной.

"Пусть или всех регистрируют без сбора подписей, или и кандидаты от думских партий собирают эти два миллиона", - передал накануне "Интерфакс" слова Черепкова, сказанные на пресс-конференции. Экс-мэр Владивостока при этом добавил, что уже обратился в Верховный суд и ЦИК с просьбой отменить обязательный сбор подписей.

В отсутствие подробного объяснения самого Черепкова, что именно он имел в виду под "отказом сдавать подписи" - в интервью "Дождю" он это не комментировал - можно предположить, что фраза была сказана сгоряча. Например, чтобы подчеркнуть несогласие с действующей избирательной системой. Кстати, об этом он заявил и "Дождю": "Тот антиконституционный переворот в захвате власти и уничтожение статьи 3 Конституции в сговоре с организованной группой думских партийцев, когда полностью они приватизировали эту власть, этот процесс будет судебный не только на уровне (я уже подал это заявление в Конституционный суд и в Верховный суд), но и будет предметом разбирательства в Европейском суде".

Также можно предположить, опять же, раз Черепков сам не прояснил ситуацию, что он не хочет подавать подписи, так как уверен, что к 4 марта эту процедуру отменят. Возможно, экс-мэр полагает, что Высший и Конституционный суды в короткие сроки примут решение в его пользу и признают требование о сборе подписей неконституционным. А если же Черепков подаст подписи в ЦИК, это будет противоречить его обращениям, поданным в суды.

Есть, однако, еще один загадочный момент. Черепков заявил журналистам "Дождя", спросившим, откуда взялось интервью "Интерфакса", на которое сослались все остальные СМИ, Черепков заявил, что интервью агентству он не давал.

"Никакого интервью "Интерфаксу", тем более по такому поводу, я никогда не давал. Более того, когда я услышал об этом, я бросился в новостную программу "Интерфакса", - заявил кандидат. Однако отметим, что в данном случае недопонимание возможно из-за неверной формулировки: информация "Интерфакса" шла как репортаж с пресс-конференции, а не эксклюзивное интервью.

При этом не вполне понятным остается тот факт, что отсутствуют репортажи других информагентств с этой пресс-конференции, а "Интерфакс" свое сообщение распространил только среди подписчиков и не опубликовал на сайте.

Как бы то ни было, разъяснить ситуацию вокруг "отстранения" Черепкова от предвыборной борьбы сможет, очевидно, только сам кандидат. Пока же он заявляет только о намерении продолжать борьбу и своей уверенности в успехе.

"У меня 320 тысяч только членов партии. В общем, 59 организаций, которые я возглавляю, они где-то полтора миллиона насчитывают. Но это не все, - заявил Черепков. - Я вообще не имею права - поскольку не сам выдвигался, а людьми - предать их и сказать, что я снимаю свою кандидатуру".

На сбор и подачу двух миллионов подписей у самовыдвиженцев осталось несколько дней. Срок подачи документов для регистрации кандидатом в президенты истекает 18 января в 18:00 по московскому времени.