В открытый доступ выложены схема группировки противника на 1 декабря 1944 года, боевое распоряжение штаба 83-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты, которая взяла на полное довольствие добровольческую венгерскую армию, отчет войск 2-го Украинского фронта за январь 1945 года, акт о зверствах в городе Будапешт, протоколы допросов, наградные документы на отличившихся воинов Красной армии и другие архивные материалы.
В частности, в разделе обнародована копия постановления Государственного комитета обороны СССР, датированного октябрем 1944 года. В нем говорится, что приход Красной армии на территорию Венгрии связан "исключительно с военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением немецких войск, не имеет других целей, кроме как освобождение венгерского народа от немецко-фашистского гнета и не преследует целей приобретения части венгерской территории".
Кроме того, Минобороны представило доказательства зверств гитлеровских войск в Будапеште. Согласно документам, город был почти полностью разрушен и разграблен, а жители практически уничтожены. Например, в пяти комнатах подвального помещения и в двух комнатах на первом этаже одного из зданий было обнаружено 500 тел мирных жителей, в том числе грудных детей. Уточняется, что все трупы были пронумерованы, последние номера - четырехтысячные.
Также обнародованы фотографии из венгерской столицы, сделанные в январе 1945-го. "Бóльшая его часть превратилась в руины. Силами военнослужащих Красной армии была проведена колоссальная работа по разминированию Будапешта", - говорится в сообщении.
Помимо этого в подборке документов можно ознакомиться с протоколом допроса взятого в плен генерал-майора Габора Герлоци, адъютанта правителя Венгерского королевства Миклоша Хорти, а также с приказом Верховного главнокомандующего от 13 февраля 1945 года, в котором говорится о представлении к награждению орденами соединений и частей, наиболее отличившихся в боях.
Будапештская наступательная операция Красной армии началась 29 октября 1944 года. Для освобождения столицы и вывода Венгрии из войны войска 2 и 3-го Украинских фронтов и силы Дунайской военной флотилии развернули активные наступательные бои, которые продолжались 108 дней.
Ко 2 ноября советские солдаты вышли к Будапешту, форсировав Дунай. К этому времени венгерская армия фактически была морально сломлена, однако Гитлер настаивал на удержании города. 26 декабря, после серии последовательных ударов, Будапешт был окружен советскими войсками, и уже 29 декабря гарнизону города был предъявлен ультиматум о сдаче во избежание кровопролития. После того, как гитлеровцы расстреляли парламентеров, было решено штурмовать город. При взятии Будапешта Красная армия использовала минимум танков, бои велись в основном силами штурмовых групп при поддержке тяжелой артиллерии, выбивавшей противника из домов.
К 13 февраля 1945 года бои за Будапешт завершились сдачей гарнизона во главе с Карлом Пфеффер-Вильденбрухом. Красная армия разгромила 56 дивизий и бригад противника, который потерял до 50 тысяч солдат и офицеров убитыми и 138 тысяч пленными (всего 188 тысяч человек). Советские безвозвратные потери составили более 80 тысяч человек, санитарные - 240 тысяч.
Из будапештского гетто было освобождено почти 70 тысяч евреев - это был единственный случай столь массового освобождения из гетто. Кроме того, бойцы Красной Армии сделали все возможное, чтобы не дать оставшимся в живых жителям Будапешта умереть от голода. "Бургомистру города передано: зерна 3000 тонн, сахара 1000 тонн, соли 960 тонн и 250 грузовых автомашин", - говорится в справке командования. Также красноармейцы провели огромную работу по разминированию Будапешта.
Медалью "За взятие Будапешта" награждено 362 050 человек. 13 февраля 1945 года в честь освобождения Будапешта в Москве был дан салют.
В середине января Минобороны России опубликовало документы к 75-летию освобождения Варшавы, включая документы о Варшавском восстании в августе - октябре 1944 года. Показания участников тех событий свидетельствуют, что восстание было не только слабо подготовлено, но и проводилось с политическими целями, не учитывающими ожидания и надежды большей части польского населения. В ответ на это МИД Польши выступил с критикой опубликованных документов, назвав их "попыткой переписывания истории". По мнению представителя МИД, советские военнослужащие не поддерживали восставших, а наступившие впоследствии политические изменения в жизни Польши были связаны именно с приходом советских войск.