Эскерханов успел предъявить властям России около десятка претензий, сообщила "Коммерсанту" представляющая его интересы в ЕСПЧ адвокат Роза Магомедова. Прежде всего замечания касались Басманного суда, который слишком долго рассматривал жалобы обвиняемого на арест и его продление в Мосгорсуде. Как ранее сообщали адвокаты, причиной жалоб было то, что, по мнению фигурантов, районный суд раз за разом санкционировал их арест, основываясь только на тяжести предъявленных обвинений.
Также Эскерханов пожаловался в ЕСПЧ на тяжелые условия содержания в московском СИЗО N6. По его словам, там он страдал от отсутствия таких жизненно необходимых вещей, как свежий воздух, дневной свет и питьевая вода, а также постоянно находился в переполненной людьми камере, не мог поддержать свое здоровье с помощью физических упражнений и "уединиться даже в туалете".
В результате жалоба Эскерханова была надлежащим образом составлена, передана в ЕСПЧ и коммуницирована судом. Но до судебного разбирательства в дело вмешался замминистра юстиции РФ Георгий Матюшкин, представляющий Россию в Европейском суде по правам человека и наделенный полномочиями принимать решения от имени ее правительства.
Заявление российского представителя в ЕСПЧ попало в распоряжение "Коммерсанта". "Российская Федерация признает, что Темирлан Дуквахаевич Эскерханов содержался в изоляторах N6 и N1 (в СИЗО N1 "Матросская Тишина" арестант две недели обследовался в медсанчасти. - Прим. NEWSru.com), находился в здании Басманного суда в Москве и транспортировался в условиях, не соответствующих требованиям ст. N3 Конвенции о защите прав и основных свобод человека", - говорится в документе. Матюшкин также признал, что сроки рассмотрения жалоб обвиняемого "не соответствовали" изложенным в конвенции нормативам.
В качестве "справедливой компенсации за нанесенный ущерб" замглавы Минюста от имени правительства России предложил ЕСПЧ для Эскерханова шесть тысяч евро. Матюшкин пообещал выплатить компенсацию в рублях по курсу Центробанка России в течение трех месяцев с того момента, как автор жалобы официально уведомит суд о своем согласии на мировую. Замминистра юстиции подчеркнул, что указанная сумма не будет облагаться налогами, а в случае просрочки платежа Россия компенсирует Эскерханову задержку, причем в качестве ориентира будет взята учетная ставка европейского, а не российского ЦБ.
Матюшкин назвал досудебное урегулирование обычной практикой, позволяющей государству сэкономить на сумме компенсации, а заявителю - быстрее удовлетворить жалобу. По данным ЕСПЧ, с момента присоединения России к конвенции в 1998 году она заключила более 80 соглашений о досудебных расчетах с заявителями.
Адвокат Магомедова рассказала изданию, что Эскерханов и его родственники пока размышляют над предложением Матюшкина, но, скорее всего, они его примут. "В этом случае от своих жалоб по вышеперечисленным пунктам мы должны будем отказаться. Однако мы будем и в дальнейшем внимательно следить за соблюдением прав своего клиента и, если они будут нарушаться, снова обратимся в ЕСПЧ. Вообще, условия содержания подследственных в СИЗО, на мой взгляд, настолько плохи, что жаловаться есть основания чуть ли не у каждого из них", - пояснила защитница.
По данным газеты, по примеру Эскерханова в ЕСПЧ обратились и четверо остальных фигурантов дела об убийстве Немцова, в том числе предполагаемый киллер Заур Дадаев. Как сообщил источник "Коммерсанта", их жалобы написаны словно под копирку, что позволяет им также рассчитывать на досудебные компенсации.
При этом собеседник издания во ФСИН считает претензии Эскерханова "необоснованными". По его словам, в каждой камере любого из столичных СИЗО есть краны с горячей и холодной водой, а также бачок для питьевой воды. Каждая камера оборудована вытяжной и дополнительной приточной вентиляцией. Все заключенные имеют право на ежедневную прогулку во внутреннем дворе СИЗО, в изоляторах работают тренажерные залы, а нормы освещенности в них регулярно проверяет Роспотребнадзор. А туалеты в камерах теперь должны быть отделены не полутораметровой перегородкой, а стеной от пола до потолка.
Стоит отметить, что и сам Немцов обращался в Европейский суд с жалобой на унизительные условия содержания в столичном ИВС. Оппозиционер пожаловался в европейский суд после задержания на Триумфальной площади в Москве вечером 31 декабря 2010 года. Оппозиционера схватили при попытке пройти на площадь через ограждение полиции, признали виновным в неповиновении законным требованиям сотрудника МВД и арестовали на полмесяца.
ЕСПЧ постановил, что российские власти нарушили несколько статей европейской конвенции, в том числе 11-ю, которая гарантирует свободу собраний. Суд обязал Россию выплатить Немцову 26 тысяч евро компенсации и 2,5 тысячи евро за судебные издержки (политик требовал выплаты 50 тысяч евро).
Дело об убийстве Бориса Немцова
В начале декабря суд согласился вызвать на допрос заместителя батальона Внутренних войск МВД РФ "Север" Руслана Геремеева, которого в прессе неоднократно называли предполагаемым заказчиком убийства Немцова. Однако позже источник "Росбалта" сообщил, что подготовить повестки для вызова на допрос невозможно, поскольку местонахождение Геремеева неизвестно.
Суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела об убийстве Немцова в начале октября 2016 года. На скамье подсудимых пять человек - Заур Дадаев, которого считают непосредственным исполнителем преступления, Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. Им предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 105 УК РФ ("Убийство, совершенное организованной группой по найму") и ч. 3 ст. 222 УК РФ ("Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов").
Борис Немцов был застрелен на Большом Москворецком мосту в центре Москвы 27 февраля 2015 года. Предполагаемым заказчиком и организатором преступления следователи считают бывшего офицера батальона "Север" Руслана Мухудинова. Обвинение ему предъявлено заочно. С ноября 2015 года он находится в международном розыске. Расследование в отношении Мухудинова и иных неустановленных лиц выделено в отдельное производство. По данным следствия, в конце сентября 2014 года фигуранты дела, а также Беслан Шаванов, позже погибший при задержании, за вознаграждение в сумме не менее 15 миллионов рублей согласились убить оппозиционера по предложению Мухудинова и "иных неустановленных лиц".