Обвинение в убийстве адвоката было предъявлено двум уроженцам Москвы - Николаю Тихонову и Евгении Хасис.
"Установлено, что придерживающиеся радикальных националистических взглядов и идей Тихонов и Хасис совершили данное преступление по мотивам идеологической ненависти и вражды в связи с активным участием Маркелова в антифашистском движении и осуществлением им профессиональной деятельности по уголовным делам по защите прав потерпевших и обвиняемых, придерживающихся антифашистской идеологии. А Бабурова как очевидец совершаемого убийства Маркелова была также убита в целях сокрытия преступления", - сообщил Маркин.
Тихонову инкриминируется также убийство Анастасии Бабуровой (с Евгении Хасис в окончательной формулировке обвинение в соучастии в убийстве было снято). Им предъявлено также обвинение в незаконном обороте оружия, а Тихонову - также использовании поддельных документов.
Как ранее сообщил адвокат Тихонова Анатолий Жучков, его подзащитный отрицает свою причастность к убийству, но признал себя виновным в спекуляциях с оружием. При обыске у Тихонова был найден автомат, два пистолета и патроны к ним.
Срок содержания под стражей им был продлен до 19 февраля 2011 года. Предъявленное им обвинение предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
Между тем, защита Тихонова и Хасис будет просить участия присяжных в рассмотрении этого дела, если материалы дойдут до суда. "У прокуратуры есть 10 суток на принятие процессуального решения. Если дело направят в суд, мы будем просить о присяжных", - цитирует "Интерфакс" адвоката Александра Васильева, который представляет Евгению Хасис.
Защитник отметил, что адвокаты обращались к следствию с требованием прекратить уголовное дело против Е.Хасис и другого обвиняемого Никиты Тихонова. "Мы просили прекратить дело в связи с непричастностью этих лиц. Свою вину они не признают. Тихонов согласен лишь с совершением незаконного хранения оружия", - сказал Васильев. По его словам, следствие прекратить дело отказалось.
У защиты осталось право обратиться с таким же требованием в прокуратуру, но делать этого адвокаты не планируют. "Нам проще дождаться, пока дело попадет в суд на рассмотрение к присяжным и уже там доказать, что Тихонов и Хасис не имеют никакого отношения к этому преступлению", - сказал собеседник агентства.
Генпрокуратура может принять решение о направлении дела в суд с утвержденным обвинительным заключением либо о его возвращении следствию для устранения нарушений. Суд, если туда попадут материалы, не может отказать фигурантам в ходатайстве о рассмотрении дела присяжными, если инкриминируемые им деяния подсудны такому составу.
Напомним, адвокат и правозащитник Станислав Маркелов, а также корреспондентка "Новой газеты" и студентка журфака МГУ Анастасия Бабурова были дерзко убиты 19 января 2009 года. Их застрелили средь бела дня у станции метро "Кропоткинская", сразу после пресс-конференции.
На след убийц правоохранительным органам удалось выйти лишь почти год спустя. Причем, по некоторым сведениям, произошло это случайно, поскольку сами подозреваемые проговорились о деталях убийства в интернете. В итоге 3-4 ноября оперативники задержали членов националистической организации "Русский образ" Никиту Тихонова и Евгению Хасис. Правда, сейчас руководство этого движения дистанцируется от арестованных, утверждая, что они якобы никогда не были членами "Русского образа".
Задержанным предъявили обвинение по статье 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершенное организованной группой). 5 ноября Басманный суд Москвы выдал санкцию на их арест.
Никита Тихонов вначале признался в убийстве, заявив при этом, что действовал в одиночку. Однако в конце 2009 года, когда ему продлили срок ареста до апреля, он отказался от своих слов. Тогда подозреваемый убеждал прессу, что дал признательные показания под давлением следователей: Тихонову якобы угрожали, что отправят его гражданскую жену Евгению Хасис в "мужскую хату". "Любой на моем месте сделал бы так же", - сказал тогда Тихонов.
23 июля 2010 года в ходе предварительного следствия с Евгении Хасис было снято обвинение в соучастии в двойном убийстве - теперь она обвиняется только в соучастии в убийстве Станислава Маркелова. 16 августа суд продлил срок ареста Тихонова до 4 ноября, а 17 августа до 3 ноября был продлен срок ареста Хасис.
Под арестом Тихонов и Хасис заявляли о желании вступить в официальный брак, однако следователь запретил проводить бракосочетание до передачи материалов дела в суд.
Добавим, что убитый адвокат Станислав Маркелов, который, видимо, и был главной целью киллера, вел резонансные дела: в частности, связанные с нарушением прав человека сотрудниками силовых структур в Чечне (например, "дело Буданова"), а также он защищал антифашистов. По данным правозащитников, Маркелов тесно сотрудничал с обозревателем "Новой газеты" Анной Политковской и активисткой грозненского отделения правозащитного центра "Мемориал" Натальей Эстемировой по делам, связанным с Чечней. Все они тоже были убиты в разное время, а преступники так и не найдены.
Однако у Никиты Тихонова могли быть и личные причины для расправы над Станиславом Маркеловым. Именно он настаивал на активном расследовании убийства Александра Рюхина, по которому тогда проходил Тихонов. Загнанный в подполье торговец оружием с высшим образованием, потерявший возможность легального существования, мог испытывать к Маркелову стойкую неприязнь.
К тому же именно Станислав Маркелов смог добиться, чтобы все пойманные убийцы Рюхина получили реальные сроки заключения. И это несмотря на то, что им были предъявлены на удивление мягкие обвинения в хулиганстве и нанесении побоев.
Между тем, еще один предполагаемый убийца антифашиста Рюхина до сих пор числится в розыске - это Александр Паринов по кличке Румын.
Идейные убийцы из МГУ
Главный обвиняемый по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой прошел извилистый путь от выпускника престижного вуза до торговца оружием. Никита Тихонов учился на историческом факультете элитного Московского государственного университета, а для научной работы выбрал тему национализма - "Чеченский сепаратизм 1990 - 1991 годов".
Впоследствии Тихонов подвизался на журналистском поприще. В 2002 - 2003 годах он работал консультантом по внутриполитическим вопросам в "Агентстве профессионального менеджмента и консалтинга", где писал аналитические отчеты и материалы для брифингов.
Потом дела молодого и образованного националиста и вовсе пошли в гору. По признанию самого Никиты Тихонова, сделанному уже в суде, он даже "работал в Госдуме". В прессе писалось, что будущий фигурант громкого уголовного дела устроился в информационно-аналитический отдел предвыборного штаба одного из кандидатов в депутаты Госдумы, в котором разрабатывал брошюры, листовки и писал пресс-релизы. По некоторым данным, Тихонов трудился под началом самого председателя высшего совета партии "Единая Россия" Бориса Грызлова. Правда, в его окружении опровергли эту информацию.
А в 2004 году Тихонов два месяца трудился в отделе по работе с обращениями граждан и СМИ при Управлении делами министра путей сообщения.
Примечательно, что научным руководителем у Никиты Тихонова был преподаватель МГУ Александр Вдовин, называющий себя "русским профессором". Скандальную известность он приобрел благодаря участию в написании учебного пособия, текст которого пришелся по душе именно националистам. С другой стороны, пособие вызвало резкую критику со стороны историков, а также тревогу у представителей еврейского и чеченского народов.
Кстати, главой националистической организации "Русский образ" является однокашник Тихонова Илья Горячев. В феврале 2009 года, согласно сообщениям СМИ, эти выпускники МГУ создали так называемый информационно-правозащитный центр "Русский вердикт" со специфическими целями в области адвокатуры и пиара: "для помощи ультраправым, сидящим в тюрьме или находящимся под следствием".
История с Никитой Тихоновым, прошедшим путь от выпускника МГУ до предполагаемого киллера, которого обвиняют в двойном убийстве, вызвала переполох в одном из лучших вузов России. Лабораторию профессора Вдовина по межнациональным отношениям даже "увели в Институт социальных систем", как рассказывала в эфире радиостанции "Эхо Москвы" доцент кафедры Региональных исследований факультета Иностранных языков и регионоведения МГУ историк Ирина Карацуба.
Сейчас в московском суде идет еще один не менее громкий процесс над целой бандой неонацистов, ставших серийными убийцами. В нем тоже фигурирует воспитанница МГУ Василиса Ковалева.
"Она была студенткой журфака, писала научную работу о нацдвижениях и поэтому пыталась увидеть всю ситуацию изнутри", - рассказывал про свою клиентку адвокат Сергей Сташевский.
Василиса росла в хорошей семье: отец - журналист, главный редактор крупного издания. Дочка тоже оказалась "перспективной и талантливой", в интернете можно даже найти ее стихи. Пока шло следствие, она написала стихи и для своего адвоката, в знак благодарности.
Однако в этом случае почти "богемное" увлечение национализмом тоже перетекло из сферы научной теории в кровавую практику. Василиса Ковалева так сильно увлеклась "познанием" нацдвижения, что теперь ей вменяют в вину соучастие в одном убийстве и покушение на другое, не доведенное до конца.
В частности, на совести представительницы столичной "золотой молодежи" зверское убийство супругов-дворников из Узбекистана, совершенное 6 мая 2008 года на улице Константинова.
Вскоре после совершения преступления оперативники получили информацию, что в нападении принимали участие скинхеды, проживающие в основном в городе Пушкино. Местом их сбора была платформа "Маленковская" в столице, откуда бритоголовые отправлялись в рейды по Москве. Среди них была и Ковалева, имевшая кличку Лиса.
Сразу задержать Василису не удалось - 28 августа 2008 года девушка была объявлена в федеральный розыск. А через некоторое время ее обнаружили на той стороне границы с Молдавией. При проверке документов пограничники установили, что она числится в розыске, после чего ее вернули в Россию.
Примечательно, что среди националистов ходили слухи, будто бы Лиса работает на два фронта и чуть ли не снабжает информацией о готовящихся вылазках правоохранительные органы. Но большинство бритоголовых искренне скорбят по поводу ареста "соратницы".