Однако накануне в ходе пресс-конференции представители Минобороны и двух гражданских ведомств, связанных с "альтернативщиками", сошлись во мнении, что нет причин для изменения принятого в 2002 году закона "Об АГС", пишет Газета GZT.ru.
Замначальника главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба Вооруженных сил Алексей Князев, замруководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Юрий Герций и замначальника управления кадров и образования Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) Александр Иванов говорили о том, что по действующему закону молодые граждане успешно проходят альтернативную службу, и вносить в него какие-либо поправки не стоит. "Закон полностью соответствует сегодняшним реалиям", - заявил Алексей Князев.
Споры вокруг двух положений закона "Об АГС" ведутся уже давно. Согласно первому, на альтернативщиков распространяется принцип экстерриториальности (когда служба проходит вдали от родного региона). А по второму положению, служат они 42 месяца, то есть в два раза дольше, чем на действительной военной.
С 2002 года количество выбравших гражданскую службу не увеличивается, а наоборот уменьшается. Так, до 2002 года желающих пройти альтернативную службу было около двух тысяч. Когда закон вступил в силу, картина изменилась. В 2004 году АГС выбрало 400 человек, в 2005 - всего 257 человек. В уходящем году из 319 поданных заявлений удовлетворено 275, остальные отклонены "из-за несвоевременной подачи".
Как сообщил замначальника ГОМУ, на весенний призыв 2007 года на АГС подал заявку 101 человек, а на осень этого года – 155. Причиной спада интереса к АГС он назвал демографическую ситуацию в стране: "В конце 1980-х произошел резкий спад рождаемости, а сейчас мы призываем юношей именно этого возраста".
Секретарь всероссийской Коалиции общественных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу" Сергей Кривенко оспорил это заявление, сообщив, что основной причиной спада интереса к АГС стали надуманные отказы военкомов на местах.
Замглавы Роструда Юрий Герций утверждал, что для призывников, проходящих альтернативную службу, созданы очень хорошие условия. По его словам, некоторые из них остаются на тех рабочих местах, где проходили службу. Кого-то привлекают возможности карьерного роста, а некоторые во время службы создали семьи. Он сообщил, что за время АГС два человека окончили вузы, еще 100 сейчас получают среднее образование.
Александр Иванов из Спецстроя России похвалил альтернативщиков и добавил, в законе об АГС ничего менять не надо.
В Госдуме считают, что экстерриториальный принцип АГС необходимо отменить
Председатель думского комитета по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников заявил: "У нас давние дискуссии с Минобороны по этому поводу. Ведь молодого человека обязаны обеспечить жильем, едой, оплатить проезд из одного региона в другой. Все это довольно большие затраты для бюджета. Жил бы дома, государство и сняло бы с себя эти обязательства".
Бывший министр юстиции указал на то, что в законе "Об АГС" нечетко прописан пункт, регламентирующий работу медкомиссий для этой категории: "Медицинские показания для прохождения АГС должны быть прописаны столь же четко, как и для военной службы. Мы уже сталкиваемся с тем, что у призывников, проходящих альтернативную службу на различных предприятиях, возникают проблемы со здоровьем".
В Союзе комитетов солдатских матерей действующий закон об АГС называют "чудовищным"
Председатель Союза Валентина Мельникова утверждает, что Минобороны "сделало все, чтобы альтернативная служба стала непривлекательной". В первую очередь потому, что срок несения АГС в два раза дольше военной. Во-вторых, выделяемых на аренду жилья и еду средств явно недостаточно для молодого человека. Из этого вытекает третья проблема - нет медицинского органа, в компетенции которого было бы увольнение альтернативщика в запас в случае его тяжелого заболевания.