"РАН была разрушена 100 лет назад, когда стала советской. Произошла узурпация. Чтобы восстановить престиж и репутацию РАН, нужно не ссылаться на историю, не писать письма царям-батюшкам, а нужно самореорганизоваться, провести peer-reviewing - по-русски можно сказать "аудит", хотя это не очень точное слово. Надеюсь, что нынешние академики наберутся смелости и попросят ученых эквивалентных обществ, британское The Royal Society, американскую National Academy of Sciences или немецкое общество Макса Планка провести вот этот аудит", - заявил Гейм в интервью "Газете.ru".
Зарубежные ученые обязательно откликнутся на призыв, уверен физик. Но примерное видение того, что должно произойти в РАН, он в общих чертах представляет себе и без помощи коллег.
"Аудит" должны пережить далеко не все, убежден физик
"(После "аудита") треть или две трети теперешнего состава получат "золотое клеймо", подтверждающее, что они соответствуют званию академика. Если окажется меньше половины, то можно во втором этапе просмотреть отсеянных еще раз, кто был отсеян случайно. Это можно и нужно сделать, - заявил ученый. - Ожидаю, что "мертвые ветки" составят одну четвертую или одну третью часть - это те, кто будет признан недостойным новой академии. "Лес рубят - щепки летят". Это все нужно, чтобы вернуть престиж, и это давным-давно уже пора была сделать".
По мнению нобелевского лауреата, даже в советские годы РАН почти нечем было гордиться - развивались только близкие к ВПК ветви науки - а в новое время не стало и этого: ученые разъехались, притока новых умов нет. "Конечно, когда мы говорим об Академии наук и обо всех институтах, всегда будут и есть хорошие примеры, существуют сильные институты и прекрасные ученые. Я знаю ученых, которые остались в России и успешно продолжают работать", - заявил физик.
"Если бы индюшкам предложили голосовать..."
Но реформа назрела, просто никто не решался ее начать, убежден физик: "Я продолжаю поддерживать Ливанова и думаю, что он сделал великое дело - все перестали языком молоть и начали голову чесать - что конкретно делать". Неожиданность появления соответствующего законопроекта, следует из его слов, связана с тем, что власть таким образом решила разом перейти, наконец, к конкретным действиям.
"Это их (Ливанова, экс-министра Сергея Фурсенко, премьера Дмитрия Медведева. - Прим. NEWSru.com) реакция на долгое болтание языком в академии о том, что "мы сами перестроимся". В Англии есть поговорка: turkeys do not vote for Christmas - если бы индюшкам предложили голосовать, они бы отменили Рождество", - заметил физик.
Власть - ученым
На данном этапе, добавил он, важно, кто именно будет претворять реформу в жизнь. Во-первых, сама она еще требует доработки: "Сейчас будут в Думе обсуждать и за это время Академия наук и МОН (министерство образования и науки. - Прим. NEWSru.com) проконсультируются со всеми учеными... и сделают что-то более приличное... Первая версия - это, на мой взгляд, лишь камень, брошенный в болото".
А затем необходимо отдать бразды правления тем, кто в науке что-то смыслит, подчеркнул ученый. То есть, руководить перестройкой РАН должны не администраторы, как это, по его мнению, было при СССР, а сами ученые мужи. "Если администратора поставить над писателями или теми, кто рисует картины, ничего хорошего не получится, - заявил ученый. - То же самое и в науке".
В защиту расколовшей отечественное научное сообщество реформы Гейм выступает давно. Собственно, еще до презентации соответствующего законопроекта он крайне резко охарактеризовал РАН и ее нынешних членов. РАН похожа на дом престарелых, университеты - это вообще "детский сад", а среди ученых нет никого, кто достиг "настоящего научного уровня".
Ранее физик не менее жестко отзывался и о другой отечественной гордости - "Сколково". Комментируя перспективы быть приглашенным туда для работы, он заявлял: "Там у вас люди что – с ума посходили совсем? Считают, что если они кому-нибудь отсыпят мешок золота, то можно всех пригласить?"
Впрочем, равнодушием по отношению к науке своей родины он не отличается. В мае текущего года Гейм приехал в Россию, дабы помочь улучшить систему высшего образования и науки. "Что я понимаю, это систему науки и высшего образования на Западе, в Голландии, в Германии, в Англии. Если что-то из моего опыта может пригодиться российской науке... может быть, мой опыт пригодится, и я прошу его использовать", - пояснял тогда ученый.