Основания так считать дает тот факт, что в стране, по их мнению, уже достаточно вызрел средний класс, составляющий, по разным оценкам, от четверти до трети населения страны. И этот слой категорически не желает существовать в той политической и экономической системе, которую создал и пытается сохранить Путин.
Более того, дальнейшее развитие экономики по прежнему сценарию, не позволяющему России развиваться технологически, только усилит деградацию и промышленности, и Вооруженных сил, а все это несет угрозу краха государства, если цены на нефть упадут слишком сильно. Оценки и прогнозы политологов собрало РИА "Новости".
При Путине началась политическая контрреформа
Примечательно, что эксперты разошлись во мнениях о путинской политике по отношению к оппозиции. Так, по наблюдениям эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова, опасения насчет "закручивания гаек" оправдались. Он напомнил, что за "либеральными" медведевскими реформами последовало ужесточение целого ряда законов, что явно выглядит как жесткая политическая контрреформа. Кроме того, сама атмосфера стала более конфронтационной, отмечает политолог.
Его коллега и журналист Павел Святенков также считает, что "некоторое закручивание гаек произошло", и оно было направлено против городского среднего класса. Он приводит в пример не только ужесточение законов, но и аресты ряда участников митингов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, напротив, убежден, что "страну и политическую систему удается удерживать от откровенно репрессивных мер в отношении так называемых несогласных и протестующих". "То, в чем Владимира Путина подозревали чуть ли не все, этого не происходит, это очевидно. Курс на относительную либерализацию, на раскручивание гаек в значительной степени сохранен", - полагает он.
Со времени предвыборных статей у Путина так и нет единой программы
Впрочем, однозначно выдержанного, жесткого политического курса эксперты за первые сто дней не заметили. По мнению Слатинова, этого не позволяет сделать модель "двойного правительства" с перевесом Кремля. Путин перемешал функции администрации президента и Кабинета министров, создав вокруг себя некое большое правительство, в котором друг друга "уравновешивают" различные игроки и группы влияния. Сам президент в этой конструкции остается верховным арбитром, принимающим ключевые решения.
Такая модель "хороша для Путина тем, что по-прежнему сохраняет за ним статус доминирующего игрока", говорит Слатинов, однако она же не позволяет запустить четкую стратегию экономической и социальной политики. По сути, она даже не заявлена, указывает эксперт, отмечая, что тезисы, высказанные Путиным еще в предвыборных программных статьях, изначально не представляли собой единой стратегии, не объединены никакой методологией. Так они и реализуются сейчас - отрывочно, отдельно друг от друга.
Вместо выработки четкой и целостной программы по решению главных проблем страны Путин с самого начала президентского срока сосредоточился на сохранении своей популярности. Не растерять ее было основной задачей, стоявшей перед президентом после избрания на третий срок, и именно поэтому он в последнее время "довольно регулярно и настойчиво" выполняет свои предвыборные обещания, считает Мухин.
Путин смог укрепить свою легитимность, но кризис сохраняется
Павел Святенков высказал мнение, что Путину "удалось укрепить свою легитимность, и общественность, в том числе оппозиционная, сквозь зубы признала, что он победил на выборах и является законным президентом". Однако от кризиса это не избавляет - он просто "приобрел вялотекущую подспудную форму".
В целом же в результате возвращения Путина "мы получили очень интересное структурное противоречие", замечает Владимир Слатинов. "В смысле численности - и последние выборы в Госдуму, и череда выборов региональных, и многочисленные опросы - они все показывают, что Путина поддерживают 50 с хвостиком процентов населения. То есть путинское большинство есть. Но это большинство патерналистское, консервативное", - объясняет он.
"И одновременно с этим в России возник достаточно вызревший и все более осознающий свои интересы средний класс, который категорически не желает существовать в той политической системе, которую пытается сохранить Владимир Владимирович", - сказал политолог. По его оценке, при сохранении путинского большинства, порядка 25-33% граждан России "требует серьезных глубоких политических перемен", и формат предложенной политической реформы этих людей не устраивает.
Задачи на будущее: предотвратить социальный взрыв и крах государства
Настроение этого слоя общества отчасти диктует схему дальнейших действий Путина на посту президента. Но главное - ему предстоит приложить очень серьезные усилия, чтобы ситуация, связанная со значительным разрывом в доходах населения, не спровоцировала настоящий социальный взрыв. Плюс - нужно буквально спасти российское государство от краха, который грозит ему при нынешней экономической модели, предупреждают эксперты.
"Перед Путиным сейчас задач очень много. И базовая задача - это отход от той экономической модели, которая создавалась последние 12 лет при участии самого Владимира Владимировича, которая подразумевает чрезмерную опору российской экономики на экспорт сырья на Запад", - подчеркивает Святенков.
По его мнению, "если российская экономика будет развиваться по тому сценарию, по которому она идет сейчас, то она будет накапливать существенную уязвимость, потому что нынешняя экономическая модель не позволяет России технологически развиваться". "Происходит деградация, в том числе, и Вооруженных сил, промышленности, а все это несет угрозу краха государства, если цены на нефть упадут слишком сильно", - сказал политолог.
Алексей Мухин высказал мнение, что "существует очень жесткая необходимость формулирования новой стратегии для страны, для того чтобы она в условиях разрастающегося кризиса в мире: финансового, экономического, чувствовала некоторую уверенность в завтрашнем дне". С необходимостью выработки четкой стратегии согласился и Слатинов. "Но выработать стратегию сложно в условиях вот этой политической конструкции, которая должна предусматривать определенные компромиссы", - отметил он.
В свою очередь гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что пришло время всерьез заняться децентрализацией. "Надо понимать, что вертикаль властная, она уже не работает. Надо заниматься не усилением властной вертикали, а передачей полномочий на места. Надо заниматься децентрализацией, вспомнить, в конце концов, что мы федеративное государство. Об этом Владимир Владимирович как-то не говорит, хотя пассажи такие были в ходе избирательной кампании", - сказал эксперт.