Незадолго до резни в Карелии кровь пролилась в небольшом городке Сальске Ростовской области. В столкновении с дагестанцами погиб молодой русский. И теперь недовольство местных жителей этническими группировками оборачивается ненавистью к целому народу: делать различия между мирными дагестанцами и бандитами они перестали.
Дагестанцы начали осваивать Сальск ещё шесть лет назад. Тогда же прошли и первые столкновения между русскими и кавказцами. Со временем стычки стали носить регулярный характер. И как говорит глава Сальского УВД Евгений Пономарёв, рано или поздно всё это должно было закончиться трагедией - все предпосылки для этого были.
23 июня между жителем соседнего с Сальском посёлка Конезавод имени Будённого Андреем Рудычем и дагестанцем Ханапи Карабдаговым произошла стычка. Конфликт вспыхнул из-за девушки. Вспоминает Виктор Седых, односельчанин Рудыча, также пострадавший во время столкновения: "Слово за слово, и Андрей с Ханапи начали выяснять отношения "по-мужски". Та драка ничем серьёзным не закончилась: ребята намяли друг другу бока, посчитали конфликт исчерпанным и, пожав друг другу руки, разошлись".
Но, как оказалось, Ханапи не успокоился. На следующий день он с друзьями приехал в посёлок "поговорить" с Рудычем. Андрей и двое его приятелей - Виктор Седых и Дмитрий Тращенко - сели в машину и вместе с дагестанцами поехали к телевышке на окраине села. После "беседы" трое парней оказались в больнице: на месте их поджидали ещё 10 дагестанцев. На спине у Седых остались следы от арматуры, Тращенко сломали челюсть. Рудычу досталось больше всех: он до сих пор находится в Ростовской областной больнице в тяжёлом состоянии.
А через два дня произошла трагедия. Как рассказывает глава местной дагестанской диаспоры Магомед Галбацдебиров, вечером 25 июня дагестанцы мирно отдыхали на пляже, в то время как по городу ездило с десяток машин с русскими, которые искали дагестанцев. Они встретились на том самом злополучном городском пляже. Местных жителей было больше сотни человек, в то время как дагестанцев 0 всего 10. В руках у русских были дубины, арматура, а также укороченный автомат. Разговаривать они не стали: практически сразу началась драка и пальба. Есть убитые.
Но есть и другая версия. "Я тебе всё сейчас на месте покажу, - говорит один из участников той драки Дмитрий Пугачёв, которого Магомед считает одним из лидеров "фашиствующих элементов" в городе. Полем боя оказалась асфальтированная стоянка позади ресторана "Разгуляй". Пугачёв говорит, что на стоянке стояло как минимум пять машин, а дагестанцы рядом с ними ожидали прибытия русских. "Нас приехало около 20 человек, - рассказывает Пугачёв. - Но не одновременно. Поначалу мы попытались поговорить. Но они разговаривать не собирались". Ханапи сразу начал провоцировать нас на драку, а затем спрятался за спины более габаритных соплеменников. Дагестанцы бросили в толпу несколько светошумовых гранат, а после этого сразу же открыли огонь. Причём стреляли как минимум трое: один из «Сайги», один из пистолета и ещё один из обреза. Кроме того, у них были биты и другое оружие. Местные жители побежали в сторону камышей, дагестанцы попрыгали в машины и начали отрезать им путь. После удара ножом Пугачёв упал, к нему подбежали, посмотрели и сказали: "Этот готов!" Убегавших погнали дальше: стреляли по камышам, где они пытались укрыться. В этой бойне и погиб Юрий Сарычев: он сидел на переднем сиденье "Нивы-Шевроле", и в него попала случайная пуля.
Прокурор Сальского района Александр Ткачёв утверждает, что милиционеры перехватили одну дагестанскую машину. В ней нашли карабин "Сайга МК-03" калибра 7,62, из которого, по версии следствия, и был застрелен Сарычев. Кроме того, в машине обнаружили травматический пистолет "Оса". Задержали дагестанца Муртуза Багомаева, которому предъявлено обвинение в совершении убийства.
На несанкционированный митинг у сальского горсовета вышли 5 тыс. человек. Люди были потрясены гибелью 29-летнего Юрия Сарычева. У него осталась беременная жена. После июньских событий в Сальске были задержаны шестеро дагестанцев, ещё двое объявлены в розыск.
Один из предполагаемых зачинщиков, Ханапи Карабдагов, после 25-го числа сразу же скрылся в Дагестане, но оттуда его привезли в Сальск родственники-дагестанцы.
Магомед Галбацдебиров намекает, что межэтническое противостояние подстегнули эмиссары националистических группировок из Ростова-на-Дону. В качестве подтверждения своей версии он предъявил апрельское интервью главы Сальского УВД Евгения Пономарёва. В нём говорилось, что, по оперативной информации, скинхеды планируют устроить провокацию.
"Не делайте из нас фашистов! - защищается Пугачёв. - Спросите кого угодно: у нас сроду не было в городе ни одного "скина"! Где они их нашли? Может, драки стенка на стенку между турками-месхетинцами и дагестанцами, что происходят у нас в районе постоянно, тоже фашисты затевают? Сложно турка назвать нацистом или скинхедом. Между русскими и турками таких стычек нет. А раз русский с дагестанцем подрался, значит, фашист. Мне нет дела до дагестанцев, пусть живут здесь. Но пусть соблюдают наши законы и уважают коренных жителей".
После митинга в Сальском УФСБ сменили начальника. Возможно, никто бы не стал разбираться в деталях, если бы об инциденте не узнали за пределами Сальского района и Ростовской области. А узнали об этом благодаря митингу, прошедшему в Сальске: 5 тыс. коренных жителей города требовали усмирить разбушевавшихся дагестанцев. А казачьи атаманы призвали власти выселить кавказцев из Ростовской области.
Следующий митинг, который планировалось провести 30 июля, местные власти не разрешили. Не исключено, из-за того, что на него собирался приехать депутат Госдумы от ЛДПР Николай Курьянович. Его пытались отговорить Курьяновича приезжать. Но он настоял на своём желании приехать лично. Изначально депутату пообещали, что на встрече будет присутствовать глава района Анатолий Кашин, но тот так и не пришёл, отправив беседовать с думцем своего первого зама. Разговор о межэтническом противостоянии местные чиновники свели к рассказам о чистых улочках и ухоженных фонтанах.
Местные жители рассказывают, что дагестанская диаспора начала разрастаться после прихода к власти Анатолия Кашина. Приезжие получали земли, предприятия. Как рассказал на условиях анонимности один высокопоставленный чиновник Ростовский области, глава Сальского района скоро уйдёт. Уже есть его заявление об уходе по состоянию здоровья.