Неприятности Касьянова с законом начались на фоне растущего беспокойства в связи с тем, что гайки по отношению к политическим противникам Путина все сильнее закручиваются, отмечает Алан Каллисон, чью статью публикует The Wall Street Journal (перевод на сайте Inopressa.Ru). Путин, чей президентский срок заканчивается в 2008 году, по закону не имеет права баллотироваться на третий срок, и он уже сказал, что не заинтересован в участии в этих выборах. Критики однако заявляют, что Путин подготавливает почву для того, чтобы назначить преемника или изменить конституцию таким образом, чтобы вновь выдвинуть свою кандидатуру.
В прошлом месяце суд приговорил нефтяного магната Михаила Ходорковского к девяти годам лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. После этого прокуратура занялась подготовкой новых обвинений против Ходорковского, который считался возможным политическим соперником Путина. То, что осталось от основанной им компании ЮКОС, все еще преследуется за невыплаченные налоги.
В этом месяце последний из основных телеканалов, позволявших себе критически отзываться о Кремле в программах новостей, перешел к немецкой медийной компании Bertelsmann AG и российскому металлургическому магнату, лояльному к Путину. В прошлом месяце контролируемая государством российская газовая монополия "Газпром" приобрела контрольный пакет акций газеты "Известия", одной из наиболее уважаемых газет в стране.
Касьянов недавно обвинил Путина в том, что под его управлением Россия отошла от ключевых демократических ценностей, таких как независимая судебная система, свободная пресса и политический плюрализм. Он назвал процесс над Ходорковским "судебным фарсом", эффект которого для России будет "очень негативным в долгосрочной перспективе".
Он призвал российских либералов к объединению накануне президентских выборов 2008 года. Однако многие скептично относятся к Касьянову, называя его ширмой для олигархов-толстосумов, которых миллионы россиян считают виновными в разграблении страны в период приватизации.
Немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung в редакционной статье (перевод на сайте Inopressa.Ru) отмечает, что тот, кто отважится оказать сопротивление президенту Путину и его приближенным, рискует, особенно если он известен всей стране и располагает возможностями достучаться по крайней мере до части общественности.
Касьянов был одним из немногих, если не единственным, кто перед президентскими выборами 2008 года смог бы сплотить вокруг себя либеральные – в самом широком смысле – и демократические силы. Действия в отношении Касьянова имеют отношение не только к нему лично, но и ко всем тем, кто хочет составить конкуренцию сегодняшним правителям России.
Но что еще характерно для состояния России: вышеуказанные силы не имеют никакой другой фигуры, кроме столь уязвимого Касьянова. Нетрудно себе представить, что обвинения в коррупции, выдвинутые против него, имеют под собой почву. Защищать его было бы трудно.
Если бы Россия была правовым государством, процесс против Касьянова не являлся бы поводом для тревоги за страну. А в данной ситуации начало расследования – это двойной повод для опасений
Нил Бакли из газеты The Financial Times (перевод на сайте Inopressa.Ru) обращает внимание на то, что Касьянов стал громко критиковать политику Путина прошлой осенью, и ему еще предстоит набрать народную поддержку, тем более, что пока он формально не подтвердил планов участия в президентских выборах в 2008 году.
Телегеничного Касьянова сравнивали с Виктором Ющенко, оппозиционером, победившим на президентских выборах на Украине в прошлом году. Российская Генпрокуратура заявила, что может обвинить Касьянова в мошенничестве и злоупотреблении доверием в результате расследования, связанного с предполагаемой незаконной приватизацией государственной дачи. Расследование было начато по запросу Александра Хинштейна, депутата и журналиста, занимающегося журналистскими расследованиями, которого считают близким к службам безопасности.
Оппозиционные политики называют это попыткой дискредитировать его и заблокировать его президентские амбиции.
Политические аналитики уже провели параллели с действиями против Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании ЮКОС, которого в мае приговорили к 9 годам лишения свободы за мошенничество и неуплату налогов в ходе процесса, который многие считали политически мотивированным. Они предположили, что расследование против Касьянова может быть аналогичным предупредительным выстрелом, означающим, что он должен оставаться вне политики.
Касьянов, самый высокопоставленный чиновник, ставший объектом расследования с момента краха Советского Союза, вчера опроверг какие бы то ни было обвинения в свой адрес. По информации пресс-секретаря Касьянова, сейчас он находится в отпуске, а в Россию вернется 25 июля.
Питер Лавелль из агентства UPI пишет в газете The Washington Times о том, как Кремль бьет и по правым, и по левым (перевод на сайте Inopressa.Ru). В течение нескольких дней Кремль нанес жесткие удары против реальных или воображаемых политических угроз. Кремль создал "Родину" и Рогозина – и, судя по всему, до сих пор способен направлять их в нужное для себя русло. Ситуация с Касьяновым совсем иная. Касьянов не пользуется большой поддержкой в обществе, даже среди либералов. Между тем уголовное дело, которое возбуждено против него, может в итоге сделать бывшего премьера центром оппозиции Кремлю, которую поддерживает Запад.
Как раз этого и хочет Касьянов. Если Кремль не будет осмотрителен, его зацикленность на политической оппозиции может ударить по самому Кремлю.