Ходорковский и Лебедев были доставлены в суд в сопровождении сотрудников спецназа Минюста, передает "Интерфакс".
Около здания суда собралось много журналистов с телекамерами. Попасть в зал удалось лишь некоторым корреспондентам, не осуществляющим видеосъемку и аудиозапись.
Напротив здания суда группа "Совесть" организовала пикет в поддержку Ходорковского и Лебедева. Они держат плакаты "Переделим вашу собственность между собой. С гарантией", "Превращаем любой суд в Басманный. Цена договорная", "Банкротим компании. Быстро. Дорого".
Одетые в красные майки с надписями "Свободу МБХ (Михаил Борисович Ходорковский)", молодые люди скандируют лозунги: "Свободу, свободу!", "Нет - басманному правосудию".
Мещанский суд Москвы в понедельник отказался обеспечить радио- или телетрансляцию процесса для журналистов, которые не могут попасть в зал заседания.
С просьбой разрешить трансляцию судебного заседания к суду обратились президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов и один из журналистов интернет-издания Грани.ru. Они предлагали взять на себя техническую сторону и установить всю необходимую аппаратуру.
Подсудимые Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, а также их адвокаты не возражали против трансляции, однако государственный обвинитель Дмитрий Шохин высказался категорически против этого предложения.
По его словам, эта просьба "не основана на нормах Уголовно-процессуального кодекса". "Установка какой-либо техники и трансляция будут мешать участникам судопроизводства", - подчеркнул прокурор.
Суд отказался удовлетворить эту просьбу об обеспечении радио- или телетрансляции, сославшись на то, что у суда нет для этого технических возможностей, а воспользоваться помощью со стороны он не вправе, поскольку "суды финансируются только из федерального бюджета".
В ходе заседания в понедельник к материалам дела были приобщены медицинские справки о состоянии здоровья подсудимых, которые были переданы по запросу суда следственным изолятором "Матросская Тишина". Защита Лебедева возражала против их приобщения. По словам адвоката Лебедева Евгения Бару, на справке нет даты, а кроме того, непонятно, на каком основании состояние здоровья Лебедева признается удовлетворительным.
В настоящее время суд объявил небольшой перерыв, в ходе которого все участники процесса ознакомятся с жалобой адвоката Лебедева Елены Липцер, которая еще на стадии предварительного следствия ставила вопрос об изменении своему подзащитному меры пресечения в связи с незаконностью содержания его под стражей.
Следствием на эту жалобу не было дано ответа, и сейчас она передана в Мещанский суд из Басманного суда Москвы, куда Липцер обратилась с жалобой на действия следствия.
Генпрокуратура РФ обвиняет Ходорковского и Лебедева в совершении преступлений, предусмотренных семью статьями Уголовного кодекса: в мошенничестве, совершенном организованной группой в крупном размере, неисполнении судебного решения, причинении имущественного ущерба, растрате вверенного имущества, уклонении от уплаты налогов как юридическим, так и физическим лицом и в подделке документов.
"Согласно распределению ролей в организованной группе", Ходорковский должен был "организовывать и руководить всей деятельностью ее членов, направленной на обманное завладение акциями приватизируемых предприятий", говорится в формуле обвинения, обнародованной ранее Генпрокуратурой.
В частности, Ходорковскому вменяется то, что он, будучи председателем совета директоров ОАО КБ МЕНАТЕП, совместно с президентом этого банка Лебедевым и другими лицами организовал, по данным следствия, мошенническое завладение 20% акций ОАО "Апатит".
По данным Генпрокуратуры, Крайнов был гендиректором подставной компании АОЗТ "Волна", от имени которой приобретались акции ОАО "Апатит". "Для сокрытия совершенного хищения и уклонения от обязательств по оплате он должен был обеспечить передачу похищенных акций в собственность других подставных компаний", - говорится в обвинении.
Следствием также установлено, что Ходорковский и Лебедев, фактически руководя ОАО "Апатит" с 2000 по 2002 гг., реализовывали продукцию предприятия по заниженным ценам зарубежным структурам, подконтрольным ЮКОСу.
Кроме того, следствие считает, что Ходорковский и Лебедев как основные акционеры ОАО НК ЮКОС, являясь фактическими руководителями этой компании в 1999-2000 гг., совершили уклонение от уплаты налогов на сумму свыше 17 млрд рублей (556 млн долларов).
По данным Генпрокуратуры, ущерб, причиненный Ходорковским и главой МФО МЕНАТЕП Платоном Лебедевым, в том числе интересам государства, оценивается в сумму более 1 млрд долларов США.
Со своей стороны защита Ходорковского и Лебедева не раз заявляла о политическом характере данного дела. Оба подсудимых не признают ни одного из пунктов предъявленного обвинения.