Правозащитные организации утверждают, что в России возникла угроза легализации клеветы и доносов. Директор движения "За права человека" Лев Пономарев подчеркнул, что легализация анонимок, прежде всего, противоречит законодательству России.
Как сообщает НТВ, 13 лет назад председатель президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко запретил принимать анонимные обращения в госорганы. Подписанный им закон оказался востребован на этой неделе правозащитниками. Творение высокопоставленного коммуниста пригодилось юристам, решившим, что инструкция ФСБ России ╧ 613 от 4 декабря 2000 года узаконивает клевету и доносы, где утверждается, что рассмотрение анонимных сообщений в юридической практике ФСБ не противоречит законодательству.
Председатель общественного движения "За права человека" Лев Пономарев высказал журналистам мнение, что подобное положение "противоречит законодательству РФ, в частности указу президиума Верховного Совета СССР от 1988 года, который прямо запретил принимать анонимные сообщения в госорганы". По мнению правозащитника, "данное положение позволит ФСБ фабриковать дела", а также может способствовать "проведению процессов политического характера по доносам и наветам", передает "Интерфакс".
В свою очередь, выступавшая на заседании суда представитель ФСБ Наталья Комарова подчеркнула, что "указ президиума Верховного Совета носит общий характер, а инструкция - документ практический, на уровне делопроизводства". "Почему нам всегда говорят о 37-м годе и о политических санкциях? Они (правозащитники) похожи на девушку, которая гадает на кофейной гуще и чего только не видит - и дальнюю дорогу, и казенный дом, и жениха в кандалах", - сказала представитель ФСБ.
Оппонентам правозащитников удалось доказать суду, что спорный пункт должностной инструкции ФСБ не ущемляет прав российских граждан.
Правозащитники сначала обратились в суд первой инстанции, который, казалось бы, признал, что писать анонимки нехорошо, но при этом разрешил их читать, регистрировать и проверять, точнее рассматривать. Однако юридически и лингвистически подкованные правозащитники решили, что никакой принципиальной разницы между проверкой и рассмотрением анонимок не существует, и вчинили новый иск к ФСБ и Минюсту, который и был отклонен сегодня на конституционной коллегии Верховного суда. Люди в погонах снова повторили уже озвученные ранее доводы, что даже если одна анонимка сможет помочь предотвратить теракт, то этого вполне хватит для оправдания некоторых, пусть даже и спорных с точки зрения основного закона страны, положений инструкции ╧ 613. Директор движения "За права человека" Лев Пономарев после процесса заявил, что будет обращаться в президиум Верховного суда. Не исключено, что движение "За права человека" обратится с этим вопросом и в Европейский суд по правам человека.