По информации газеты из источников в российском оборонно-промышленном комплексе, речь идет о закупке как минимум пяти легких беспилотных систем Orbiter. Мини-БПЛА самолетного типа Orbiter выпускается израильской Aeronautics Defense Systems. Радиус действия до 50 км. Стартовая масса 6,5 кг, размах крыла 2,2 м, длина 1 м. Несет 1,5 кг полезной нагрузки (видеокамеру или иную аппаратуру). Время полета 2-3 часа, предельная высота 5,5 тыс. м, скорость до 140 км/ч. Оснащен бесшумным электрическим двигателем. Управляется одним оператором и может переноситься в рюкзаке, подготовка к запуску с катапульты занимает десять минут, посадка осуществляется с помощью парашюта.
Aeronautics - третья по значимости в области беспилотной авиации в Израиле после Israel Aerospace Industries (IAI) и Elbit Systems. Издание напоминает, что именно у IAI Минобороны РФ закупило 12 БПЛА на общую сумму 53 млн долларов. Но российские военные долгое время отказывались комментировать переговоры по этой сделке. Elbit же с некоторых пор не рассматривается российскими силовиками как возможный поставщик беспилотников, поскольку именно ее аппаратами Hermes 450 была вооружена грузинская армия во время войны в Южной Осетии.
ФСБ изучает возможность использования БПЛА в охране границ с момента передачи ей в 2003 году Федеральной пограничной службы. В июне 2005 года Центр спецтехники ФСБ представил на омской выставке вооружений БПЛА вертолетного типа "Ворон", разработанный в КБ "Искатель" МАИ и используемый для проведения спецопераций в городских условиях. Кроме того, ФСБ имеет опыт использования для воздушной разведки и отечественный БПЛА "Элерон" разработки казанского ЗАО "Эникс".
В частности, сообщалось о том, что по результатам применения ФСБ "Элеронов" на Северном Кавказе выдано задание на его дальнейшую доработку как в боевом, так и в разведывательном вариантах. Интересно, что первый заместитель директора ФСБ, руководитель пограничной службы генерал армии Владимир Проничев в интервью журналистам в августе 2008 года, комментируя развивающиеся тогда события в Абхазии и Южной Осетии, говорил, что именно "на этих направлениях задействована пограничная авиация, в том числе и беспилотная".
Кроме того, в интересах ведомства проводились испытания беспилотных комплексов "Дозор" петербургского ЗАО "Транзас" и "Истра-010" Истринского экспериментально-механического завода. Однако об их серийных закупках не сообщалось. В 2007 году ижевская компания "Беспилотные системы" выиграла ряд конкурсов ФСБ на поставку беспилотных комплексов ZALA (самолетного ZALA 421-04М и вертолетного ZALA 421-06) для подготовки спецопераций и патрулирования границ. В октябре 2009 года два таких комплекса были переданы заказчику. Параметры контракта не раскрывались.
В конце 2008 года, уже после и по итогам войны с Грузией, погранслужба ФСБ и Минобороны совместно провели дополнительные сравнительные испытания БПЛА российского производства, и ни один из них не выполнил поставленных задач в требуемом объеме. А один из отечественных аппаратов - "Иркут-10" - во время этих испытаний даже разбился.
Примечательно, что именно корпорация "Иркут" в свое время вела самостоятельные переговоры с Aeronautics по поводу приобретения БПЛА Aerostar для изучения, однако неожиданно израильская компания отказалась от контракта со ссылкой на отсутствие разрешительных документов со стороны израильского военного ведомства.
Газета отмечает, что с именем Aeronautics связано несколько серьезных международных скандалов. В 2005 году она была уличена в нарушении эмбарго ООН на поставку вооружений и военной техники в Кот-д'Ивуар. В 2006 году президент Нигерии Олусегун Обасанджо отправил в отставку министра транспорта, обвинив его в получении взятки от Aeronautics во время переговоров на поставку в эту страну систем берегового наблюдения с использованием БПЛА Aerostar и Seastar.
А в 2009 году казахские власти арестовали гражданина Израиля Бориса Шейнкмана, который представлял в этой стране интересы четырех израильских фирм, в том числе и Aeronautics. Арест стал результатом расследования казахских спецслужб по проверке законности поставок вооружений из Израиля, которое было начато осенью 2008 года, когда компании Soltam и Aeronautics передали республике партию беспилотников.
Эксперты отмечают, что если при закупке Минобороны приобретались в том числе и беспилотные комплексы таких классов, разработка которых в России на тот момент не была завершена - тактический I-View MK150 (взлетная масса 160 кг и радиус действия 100 км) и среднетяжелого класса Searcher Mk II (соответственно 426 кг и 250 км), то в данном случае приобретаются легкие системы, уже имеющие прямые аналоги в нашей стране. Например, те же "Элерон-10" или "Иркут-10", пусть первый из них и требует каких-то доработок, а второй так неудачно выступил на испытаниях. Они уже существуют в металле, это уже не какие-то обещанные проекты, отмечает эксперт, а системы, производящиеся серийно. Они имеют характеристики, сопоставимые с израильским БПЛА Orbiter.