Напомним, в конце ноября Московская Хельсинкская группа обратилась к россиянам с просьбой оказать материальную помощь после того, как она лишилась финансовой поддержки из-за рубежа в связи с принятием в России нового закона об НКО. Как говорилось в объявлении на сайте организации, все собранные средства будут направлены на продолжение деятельности МХГ.
"Сбор средств прошел очень успешно. За две недели мы собрали 2,5 млн. рублей. Их хватит на целый год существования МХГ", - сказала Алексеева "Интерфаксу".
По ее словам, 1 млн рублей пожертвовал миллиардер Михаил Прохоров, остальные 1,5 млн - частные пожертвования и средства, собранные 10 декабря на благотворительном концерте Юрия Шевчука в Москве.
Правозащитница пояснила, что все средства, которые в дальнейшем поступят на счет фонда МХГ, пойдут на оказание юридической помощи населению и развитие правозащитных программ.
"Мы сами очень рады и не ожидали такого. Если будут дальнейшие пожертвования, то это уже будут деньги на программы, прежде всего, конечно, на квалифицированных юристов, чтобы отвечать на обращения граждан", - отметила Алексеева.
Около 1 миллиона рублей пришло мелкими суммами от обычных граждан, их число Алексеева назвать затруднилась (номера счетов обнародованы на сайте организации), пишет газета "Ведомости".
Вслед за МХГ такую же кампанию собирается начать российское отделение Transparency International, пожертвования принимает и ассоциация "Голос", но она пока получила чуть больше 36 тыс. рублей, пишет газета "Коммерсант".
Напомним, 21 ноября в силу вступил закон, обязывающий НКО, получающие иностранное финансирование и участвующие "в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации", регистрироваться в качестве "иностранных агентов".
За отказ регистрироваться в реестре предусмотрены жесткие санкции: приостановка на полгода работы НКО, до 300 тысяч рублей штрафа, до 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ или до двух лет лишения свободы.
Многие правозащитники, в том числе МХГ, предпочли отказаться от зарубежного финансирования и не получать статус "агентов", унижающий правозащитников.
В пятницу в ходе интервью журналистам пяти каналов слово "агент", использованное в законе, прокомментировал Дмитрий Медведев. Премьер заявил, что оно не имеет никакого отношения к слову "шпион", удивившись тому, что общественность воспринимает его негативно.