"Американцы были резко против того, чтобы он (Деннис Тито) летел. Они прямо об этом говорили, давили, обещали не дать нам контракты, а дать европейцам, - признался Семенов "Известиям". - Давили на уровне высшего руководства страны и вроде бы продавили. Когда дело к старту уже шло, звонит мне Юра Коптев, директор Российского авиационно-космического агентства до 2004 года, и говорит: "Все, отменяем полет Тито, американцы резко против". А я ему говорю: "Юр, ты офонарел что ли? Все уже готово, пусть он летит".
Принятое решение оказалось верным. Потом, по словам академика, запросов на отправку туристов в космос поступало немерено. "Режиссер Джеймс Кэмерон очень хотел, он, я знаю, даже Путину письма писал, Владимир Жириновский просил за Анатолия Кашпировского, много кто полететь хотел", - вспоминает академик. Он, правда, не знает, что в итоге послужило причиной отказа американского режиссера от полета.
Что не так в российской космонавтике
Конфликтов и после "Энергии" у Семенова было немало. Так, по словам академика, уже покинув ответственный пост, он разругался с новым руководством корпорации потому, что не постеснялся обвинить его в развале отрасли.
"Я выступил против кандидатуры президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты на выборах в Академию наук в прошлом году. Мы встречались с ним накануне, 16 декабря прошлого года, когда с Борисом Евсеевичем Чертоком прощались. Они подошли ко мне с Поповкиным (глава Роскосмоса Владимир Поповкин), я Поповкину руку пожал, а Лопоте не стал. И сказал прямо: "Ты развалил организацию, и я с тобой не хочу здороваться", - рассказал Семенов. В итоге против кандидатуры Лопоты, по его словам, проголосовали единогласно. А Семенову с тех пор дорога в "Энергию" была заказана: забрали пропуск на предприятие, служебный телефон, отказались предоставлять автомобиль.
Семенов своей позиции по отношению к ряду нынешних глав российской космической отрасли не изменил и открыто называет главные их просчеты. "В 2007 году у нас, в "Энергии", был проект многоцелевого космического корабля "Клипер", разрабатывалась оптико-электронная аппаратура, спутник "БелКА", телекоммуникационные спутники "Ямал". Потом все это куда-то исчезло. Новое руководство "Энергии" сделало ставку на строительство комплекса "Русь" для космодрома "Восточный". Теперь работы по "Руси" закрыты и этого тоже не будет", - сказал бывший глава корпорации.
По поводу самого проекта строительства космодрома он также высказался критично: "Очевидно, что это будет кормушка для чиновников. И слишком существенная нагрузка для экономики". Указ о создании космодрома в Амурской области Владимир Путин, напомним, подписал в конце 2007 года. Отмечалось, что новая стартовая площадка должна стать не дополнением к казахстанскому "Байконуру", а самостоятельным комплексом. "Байконур" Россия у Казахстана арендует за 115 миллионов долларов в год, еще 50 миллионов уходят на содержание инфраструктуры. Срок аренды истекает в 2050 году. Как отметил замглавы Роскосмоса Александр Лопатин в интервью "Коммерсанту", работать в условиях аренды не очень удобно, к тому же Байконур перегружен космическими запусками. Потому "Восточный", как ожидается, должны построить уже к 2015 году, чтобы запускать автоматические космические аппараты, а пилотируемую программу планируется развернуть в 2018.
Три задачи на будущее
Что касается будущего российской космонавтики, бывший глава "Энергии" определил для соответствующей отрасли три основные задачи на ближайшее будущее. Во-первых, необходимо, по его мнению, спасти геостационарную орбиту, располагающуюся на высоте 36 тысяч километров.
"Там сегодня полторы тысячи нормальных и еле дышащих аппаратов. И каждый год еще десять выводятся. Основная задача - освободить геостационарную орбиту от хлама. Иначе мы рискуем потерять этот уникальный ресурс", - сказал Семенов.
Второй основной задачей он назвал использование космической инфраструктуры для обнаружения террористов и радиоборьбы с ними. "Современная техника позволяет это делать", - уверен академик.
Ну а третье - создание орбитальной системы наблюдения и обнаружения астероидов и комет, представляющих опасность для Земли: "Должны быть средства уничтожения опасных для планеты объектов. Ядерным оружием, например".
Освоение человеком космического пространства - это уже задача на более отдаленную перспективу. По мнению Семенова, ни от Луны, ни от Марса отказываться нельзя. А для реализации столь амбициозных планов необходимо, полагает академик, создать орбитальный комплекс и собирать космические корабли там. Это поможет снизить риски потери аппаратов: "Если бы мы пошли по этому пути, то неудачи с "Фобосом" бы не было".
Отметим, что провал марсианской миссии, на которую было было потрачено 15 лет и свыше пяти миллиардов рублей, не заставил россиян отказаться от мечты посетить красную планету. Как недавно заявили представители космической отрасли, проект будет повторен. Правда, после "тренировки" на Луне.
О том, что в ближайшее время внимание российской космонавтики будет акцентировано на спутнике нашей планеты, заговорили сразу после неудачи с "Фобосом", это же было отмечено в проекте "Стратегии развития космической деятельности до 2030 года". А два месяца назад Роскосмос объявил об открытии набора новобранцев для полета на Луну.