Однако в Грозном полагают, что сведения о похищениях людей в Чечне, которые приводят правозащитники, завышены. Президент Чечни Алу Алханов накануне на встрече с делегацией ООН заявил: "К сожалению, проблема похищения людей полностью не решена, но зарегистрированные факты похищений снизились многократно". По информации президента республики, с начала года в Чечне похищены 14 жителей. В приемной главы МВД республики Руслана Алханова сообщили, что в настоящее время тенденции к увеличению пропажи людей в Чечне нет.
Свое решение проблемы вчера предложил премьер республики Рамзан Кадыров. Он считает, что в поисках похищенных и пропавших без вести людей необходимо задействовать офицерский состав Министерства обороны РФ, Внутренних войск республиканского МВД и общественные организации республики.
"Мы имеем дело с "чеченизацией" конфликта, – считает сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов. – Полномочия передаются чеченским властным структурам, в том числе и силовым, сформированным из этнических чеченцев. То есть поиском сепаратистов занимаются структуры, сформированные из местных жителей: они знают всех людей, живущих там. Они оказывают давление на боевиков, принуждая сдаться, через их родственников". По мнению правозащитника, в чем-то это принесло успехи. Но в то же время Черкасов предупреждает об опасности в случае, если ситуация в республике с похищениями людей меняться не будет. "Эта система, в которой исчезли тысячи человек, она в значительной степени породила тот террор, который продолжается на Северном Кавказе, – утверждает правозащитник. – Родственники исчезнувших представляют для организаторов террора мобилизационную базу. Легче человеку объяснить необходимость участия в терроре, если у него есть мотив личной мести. Среди участников терактов в Беслане и "Норд-Осте" были как раз такие люди. В результате получается самовоспроизводящаяся система, когда так называемый контртеррор порождает новую волну террора".
При этом побывавшие в плену люди, по словам правозащитника, не горят желанием поделиться информацией с кем-либо: ни с прокуратурой, ни с его коллегами. "Поэтому получается, что, по официальным данным, исчезнувших в этом году не много", – говорит Черкасов.
В свою очередь, премьер Рамзан Кадыров считает, что не все из пропавших без вести в действительности являются таковыми. "Среди числящихся похищенными есть и те, которые ушли в горы или по поддельным паспортам уехали за границу, – полагает он. – Родственники этих людей специально подают заявление в правоохранительные органы с целью сокрыть их".