Гагарин пробыл в космосе 108 минут и сделал один виток вокруг Земли. Его возвращения из космоса без преувеличения ждала вся страна. Поприветствовать первого космонавта на улицы выходили тысячи людей. Для всей страны Юрий Гагарин стал настоящим героем и символом нового этапа развития космонавтики.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, единственным журналистом, который до этого события знал Юрия Гагарина и ту новость, что обрушится на планету Земля весной 1961, был тассовский фотокорреспондент Валентин Черединцев. Его отснятые в Звездном городке фотопленки хранились тогда в опечатанном сейфе главного редактора фотохроники ТАСС и могли быть рассекречены и переданы газетам и информационным агентствам только после того, как первый пилотируемый космический корабль выйдет на околоземную орбиту.
"По нынешним меркам, большое событие много теряет от того, что оно не анонсировано, - считает один из руководителей редакции союзной информации ТАСС, 84-летний журналист и автор многих книг о космонавтах Александр Романов. - Но давайте без иронии заглянем в те годы, когда "главным теоретиком" информации был не декан факультета журналистики, а представитель Главлита, и все станет на свои места".
По воспоминаниям Романова, 12 апреля 1961 года, ровно в 10:00 он поднялся "по срочному звонку из секретариата руководителя ТАСС за официальным сообщением". Генеральный директор агентства Дмитрий Горюнов пожал руку, достал из папки довольно странный для правительственного документа листок (папиросной бумаги) и сказал: "Надо спешить, второй экземпляр уже у Юрия Левитана, а Гагарин, судя по всему, уже пролетел большую половину витка".
Это была первая ласточка грандиозной новости, которая буквально через пять минут была набита на пуншерной ленте самыми быстрыми руками телетайпистки ТАСС Галины Новожиловой и в 10:13 "улетела" всем газетам, теле- и радиокомитетам страны √ а это около 1500 адресов √ и еще примерно 50 зарубежным получателям советской информации. Примечательно, что по тем же соображениям строгой секретности в сообщении не указывалось точное время старта √ 09:07. Об этом было сообщено только через три дня на пресс-конференции в Академии наук.
Как считает Александр Романов, апрель 1961 года "был для всех тассовцев периодом потрясающего трудового подъема". Причем, особо мощный напор восторженных откликов на событие века шел в советское агентство из-за рубежа. По воспоминаниям журналиста, "выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть-чуть разнообразить ура-восклицательный тон, поступающий от зарубежных собкоров заголовков".
Одно из старейших американских информационных агентств - United Press International √ написало: "Американцы снимают шляпу". Эта находка быстро овладела журналистами на других континентах, все хотели выговориться, поделиться своим восторгом и радостью. Тассовцы-фронтовики тогда поговаривали, что не испытывали такого воодушевления со времен ударной работы на Параде Победы.