Иран будет вынужден вернуться к предложению о создании совместного завода по обогащению урана на территории России, считает экс-глава Минатома РФ директор Института стратегической стабильности Росатома, академик Виктор Михайлов
www.minatom.ru
Достигнутые на сегодняшний день Ираном успехи в технологии обогащения урана не позволяют этой стране собственным силами производить оружие, а мощностей недостаточно для создания необходимого количества топлива для АЭС. Поэтому последние события не повлияют на ход ядерных переговоров, а Иран будет вынужден вернуться к предложению о создании совместного завода по обогащению урана на территории России, считает экс-глава Минатома РФ директор Института стратегической стабильности Росатома, академик Виктор Михайлов.

"Факт, что Тегеран объявил о самостоятельном освоении технологии обогащении урана, никак не скажется на переговорах по иранской ядерной программе. Думаю, что через неделю-две-три Иран вернется к предложению России о создании совместного предприятия по обогащению урана на российской территории", - сказал Михайлов.

По мнению академика, нельзя говорить, что Иран вошел в клуб ядерных держав, поскольку многие неядерные страны умеют обогащать уран. "Само по себе овладение технологией работает на престиж нации, это, безусловно, технологическое достижение Ирана, они молодцы, но к ядерному оружию это никакого отношения не имеет", - подчеркнул Михайлов.

"Тем более, что речь идет о производстве низкообогащенного урана", - добавил академик, напомнив о том, что природный уран на 99,3% состоит из изотопа урана-238 и лишь на 0,7% - из "оружейного" изотопа урана-235. По классификации МАГАТЭ, высокообогащенным уран считается, если содержание изотопа-235 в нем более 20%. Иран же объявил об обогащении урана до 3,5%, сообщает "Интерфакс".

Кроме того, недостаточно у Тегерана и мощностей для обогащения урана. Судя по заявлениям Ирана, сейчас у него оборудовано 164 центрифуги, в то время как для производства достаточного количества топлива для атомной станции необходимы каскады в десятки тысяч центрифуг.

"Это экспериментальное обогащение нескольких граммов урана и говорить о создании полного ядерного цикла в этой стране рано, - подчеркнул Михайлов. - Нужно иметь не полторы сотни центрифуг, а в тысячу раз больше", - отметил он. "Нужны соответствующие технологии и очень дорогой комплекс оборудования", - добавил экс-министр.

По мнению Михайлова, "иранские ядерщики топлива для АЭС в настоящий момент сделать не могут, так же как не могут сделать ядерного боеприпаса", а их громкие заявления связаны с тем, что "они хотят говорить на равных с ядерными державами и хотят обеспечить своим ядерщикам доступ к технологиям промышленного обогащения урана и полного ядерного цикла для производства топлива для своей АЭС".

По мнению экс-министра, "иранские власти в ближайшее время примут российское предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории России". Возможно, подчеркнул Михайлов, "участниками этого СП станут Китай, Индия и ряд европейских стран".

Вместе с тем, специалисты Росатома напоминают, что если в принципиальном плане овладеть технологией обогащением урана, то за 5 лет можно создать атомную бомбу. Это указывается во всех отчетах МАГАТЭ. Иран заявляет об исключительно мирном характере своих ядерных исследований.