"Думаю, всем ясно, что досрочное объявление кремля и мечети победителями было продиктовано не желанием сделать конкурс более справедливым, а необходимостью избежать дальнейших конфликтов. Способ выбрали простой: за каждой "стороной" признали право на "долю" в топ-листе и безотлагательно эту долю выделили", - отмечает автор статьи.
Он разъясняет, что слово "сторона" не случайно написано в кавычках. Автор подчеркивает, что вряд ли конкурс обнажил религиозные и национальные конфликты, поскольку чеченский ислам достаточно обособлен от ислама соседних кавказских республик. Да и сама мечеть (с точки зрения архитектуры) вряд ли становится символом всего Кавказа, поскольку не отражает культурного колорита Северного Кавказа в целом. "Представители махачкалинского среднего класса на выходных любят ездить в Грозный, как на экскурсию. Но все же не как в "столицу всего Кавказа". Просто Чечня сильно отличается от "всего Кавказа" по своему историческому пути, особенно постсоветскому", - уточняют в Forbes.
Автор статьи уверен, что организаторы не случайно запустили механизм, который очень похож на "национальное квотирование", практиковавшееся советской властью еще в 1920-е годы. Большевики выбрали схему диалога центральной власти с отдельными этническими общинами: если в одну автономию входило несколько народов, центральная власть распределяла между ними различные должности.
В начале 90-х на Кавказе "национальное квотирование" тоже поддерживалось при распределении постов. "Сейчас оно там существует скорее по инерции: когда в последние годы в некоторых кавказских республиках принятая схема рассадки представителей ключевых этносов на постах главы региона, премьера и спикера нарушалась, массовой негативной реакции на это не было", - отмечает автор статьи.
"Национальное квотирование" крепнет и в местном самоуправлении. Жизнь в новых национальных районах (Абазинский, Ногайский), созданных в 90-х в Карачаево-Черкесии, не сильно изменилась. Тем не менее, требования создать "свой" район для того или иного народа звучат постоянно и в других республиках тоже.
Если на федеральном уровне будут поддерживаться идея "национального квотирования", то на местах ее возрождение пойдет еще быстрее, заключает автор статьи. Разница лишь в том, что тогда речь пойдет не о "виртуальных призах, а о вещах гораздо более осязаемых, затрагивающих интересы большого числа людей в тех сферах".