Однако на деле, как выяснили журналисты, большинство проектов, приписываемых фонду, финансировались за государственный счет. По подсчетам авторов исследования, организация приписала себе заслуг на 1,3 млрд рублей.
Так, школу в селе Толстой-Юрт построили не за пожертвования фонда, а на деньги налогоплательщиков. Министерство образования и науки ЧР заключило контракт на строительство школы с ООО "Мегастройинвест", на проект было выделено 188,3 млн рублей из бюджета. Эта строительная компания принадлежит фонду Кадырова, но получает деньги от профильных ведомств и министерств, говорится в статье. За последние годы компания выиграла 111 госконтрактов на 6,4 млрд рублей.
На строительство водопровода для жителей Гудермесского и Курчалоевского районов 449,8 млн рублей выделило министерство строительства и ЖКХ Чечни. Однако на сайте правительства Чечни говорится, что проект финансируется фондом Кадырова.
Детский сад в селе Знаменское также строил "Мегастройинвест", 214 млн рублей на него выделило правительство Чечни из бюджета. В том же селе СК "Чеченстрой" по контрактам на 55,7 млн и 78,5 млн рублей возводит спорткомплекс за счет средств министерства Чечни по физической культуре и спорту.
В 2015 году ООО "Гражданстрой" возвело школу в Центарое, на строительство Министерство образования и науки Чечни выделило почти 19 млн рублей. Однако ИА "Грозный-информ" сообщало, что проект финансировал фонд Кадырова.
Возглавляемый матерью Рамзана Кадырова фонд также заявлял о финансировании библиобуса. В действительности "библиотеку на колесах" купила Национальная библиотека Чечни у ООО "Завод АИСТ" за 3,6 млн рублей.
Фонд приписал себе и строительство корпусов интерната для глухих и слабослышащих, а также школы в селе Пионерское. Однако из информации с сайта госзакупок следует, что на эти объекты из бюджета было потрачено и 190,2 млн рублей, говорится в статье.
В ноябре 2017 года клинический центр охраны здоровья матери и ребенка имени Аймани Кадыровой "получил в дар" от фонда аппарат для кардиотокографии, стерилизатор, операционный стол, кровати. При этом в "Кавказ. Реалии" обнаружили, что перечень дорогостоящего оборудования совпадает с госзакупкой комитета по здравоохранению Чечни на 119,2 млн рублей. Своей заслугой фонд считает и поставку аппарата искусственной вентиляции легких в начале этого года, который обошелся бюджету в 1,48 млн рублей.
Об основанном в 2004 году фонде и его непрозрачности СМИ писали неоднократно. Сам Рамзан Кадыров пояснял, что фонд занимается бизнесом, а заработанные средства направляет на помощь нуждающимся. "Ни одной копейки из федерального и регионального бюджетов в фонд не поступает", - утверждал чеченский лидер.
В 2015 году газета "Коммерсант" писала, что многомиллиардные поступления из федерального бюджета - не единственный источник доходов Чечни, а аккумулирующий дополнительные средства фонд Кадырова получает их буквально отовсюду и при этом является одной из самых непрозрачных некоммерческих организаций в стране.
Как говорилось в статье, бюджетники добровольно-принудительно перечисляют 10% своего дохода в фонд имени Ахмата Кадырова. В финансовых отчетах было указано, что основные источники дохода фонда - дивиденды от участия в уставном капитале и возврат займов.
Из 2,2 млрд рублей, скопившихся на счетах фонда в 2017 году, только 154,5 млн рублей потратили на благотворительную помощь, указано в СПАРК. Как следует из сообщений в прессе, остальные деньги тратились на покупку Mercedes для бойца Александра Емельяненко, концерт по случаю переименования футбольного клуба "Терек", спасение жителей и восстановление городов в Сирии и Мьянме. При этом траты, публично озвученные фондом, в несколько раз превышают цифры, указанные в финансовых отчетах, отмечает "Кавказ. Реалии".
На сайте Минюста отчеты фонда за период с 2010 по 2016 годы появились 30 июня 2017 года. При этом ни в одном из них не указано ни трат, ни остатка, ни сведений об учредителях. Телефоны и электронная почта фонда оказались недоступны, в пресс-службе главы Чечни отказались обсуждать дела организации.