В минувшую среду академик РАЕН Петрик, в научности открытий которого сомневается Российская академия наук, заявил, что Нобелевская премия этого года по физике была присуждена выходцам из России Константину Новоселову и Андрею Гейму незаконно. Петрик настаивает, что это он еще в 2001 году открыл графен, а Новоселов и Гейм только занялись дальнейшим исследованием этого материала.
- Гейм разъяснил ситуацию со своим грубым отказом участвовать в "Сколково"
Гейм в ответ на высказывания Петрика заявил в эфире канала РЕН: "В России всегда любили юродивых, и времена, я смотрю, не изменились". Нобелевский лауреат отметил, что, конечно, в России существует интеллектуальная элита, которая понимает бессмысленность таких заявлений. Как пояснил профессор университета Манчестера, Нобелевская премия была присуждена ему и Новоселову не за открытие графена, которое сделали "не Петрик и не Остап Бендер", а за исследование его свойств. По словам Гейма, еще в 1918 году было известно, что такое термически расширенный графит.
Как объяснил Андрей Гейм, достижение его научной группы состоит в том, что исследователи сделали из графена приборы, показали, что этот материал обладает уникальными свойствами. Ученые также привлекли внимание мирового сообщества к этому материалу.
На прошлой неделе Виктор Петрик рассказал, что начал заниматься углеродными технологиями задолго до нобелевских лауреатов. Присуждение премии изобретатель "чудо-фильтров" и любимец "Единой России" Петрик назвал "позорной страницей Российской академии наук". По его словам, открытие и выделение свободного одноатомного слоя углерода было зарегистрировано Международной ассоциацией авторов научных открытий в 2001 году. Как утверждает Петрик, американский ученый П. Харрис в 2002 году приобрел у него право на публикацию в своей книге описания новых углеродных каркасных нанообъектов.
Напомним, что графен представляет собой форму углеродной пленки шириной в один атом. Материал был получен в 2004 году группой Андрея Гейма из куска графита. Графен обладает рядом уникальных характеристик, которые должны обеспечить ему большое будущее в электронике. Материал также обладает идеальными оптическими свойствами, это его качество открывает перспективу создания прозрачных электродов в жидкокристаллических дисплеях.
В интервью для журнала Nature Гейм объяснил, почему он не собирается патентовать графен. По словам нобелевского лауреата, документы на патентование были почти готовы, но ученый передумал после разговора с представителем крупной электронной компании.
Гейм предложил компании стать спонсором, так как для ученых было бы дорого заплатить за патент сроком на 20 лет. На что менеджер компании ответил, что графен рассматривается ими в долгосрочной перспективе. Как представитель компании сказал Гейму, если использование графена окажется успешным, то они задействуют "сто адвокатов", чтобы те писали "по сто патентов в день". И тогда ученые проведут остаток своей жизни в судебных процессах с компанией, пообещал менеджер. Как отмечает Гейм, после этой беседы они пришли к выводу, что на данном этапе патентовать графен без промышленного партнера нет смысла. Сейчас подача заявки на патент было бы пустой тратой денег налогоплательщиков, считает профессор.
В интервью Андрей Гейм оценил возможности графена. По его словам, графен стал настолько популярным в сообществе физиков благодаря трем важным свойствам - во-первых, он двумерный, во-вторых, у него чрезвычайно сильные связи, в-третьих, эта система также демонстрирует свойства металлов. Говоря о будущем использовании графена, Гейм рассказал, что компания Samsung уже составила план его использования, в котором 50 разнообразных областей применения этого материала. Одно из ближайших - использование графена в гибком сенсорном экране.