В числе общественных организаций, которые, по словам Краева, "занимаются подстрекательством и провокационными действиями", были упомянуты движение "За права человека", объединения "Комитет помощи заключенным", "Уральская амнистия" и другие, всего 163 организации.
Открытое обращение к Валерию Краеву, поступившее в редакцию NEWSru.com
1. Если Валерий Константинович не блефует, и пленки с подслушанными разговорами у него действительно имеются, то насколько это "деятельность" законна сама по себе? Пусть подтвердит, что УСБ ГУИН РФ обладает полномочиями ставить на прослушивание телефоны правозащитных организаций и есть решение суда, санкционирующее прослушивание телефонов Движения "За права человека" и "Уральской амнистии"?
2. Если эти пленки Краеву передали следственные органы, то почему он не направил их, следуя установленной Законом процедуре, в прокуратуру, а ради собственного пиара разгласил оперативную информацию?
3. Почему пресс-конференция, организованная первым замом начальника ГУИН МЮ, была проведена лишь для избранных журналистов?
4. Валерий Краев не может не знать, что один из грантов, полученный фондом "Уральская амнистия" (далее "УрА") от легально действующего "Фонда гражданских свобод", был выигран "УрА" на конкурсной основе. Но, что не менее интересно, и об этом он тоже не может не знать, грант этот был получен "УрА" в 2001 году. В 2002 году отчет об использовании выделенных средств для этого гранта был сдан "УрА" в Министерство Юстиции РФ и утвержден этим ведомством. Возникает логичный вопрос - кого пригвоздил к позорному столбу В. Краев: правозащитников или свое непосредственное начальство?
5. По утверждению Краева, правозащитным организациям криминальное сообщество выделяет огромные суммы. Ну, во-первых, генерал также не может не знать, что большинство лагерных авторитетов являются дутыми, липовыми. И утверждать, что они готовы к каким-то серьезным пожертвованиям (как финансовым, так и лично собою), а также к заговорам, направленным на борьбу с ГУИНом, было бы до смешного наивно. Не говоря уже о том, что любой их шаг и вздох контролируется этим ведомством ежесекундно. Подобного рода заявление делаются в расчете на среднего обывателя, не знающего (да и не желающего знать) всех тонкостей пенитенциарной специфики.
6. Если в подведомственных гражданину Краеву учреждениях все действительно вполне благополучно, никого не избивают, ни над кем не издеваются, никого не обворовывают и не унижают, то почему бы этому высокопоставленному офицеру не удовлетворить требование правозащитников о создании совместной комиссии для проведения комплексной проверки? С тем, чтобы эта комиссия была вынуждена подтвердить правоту его утверждений, что, дескать, "в Багдаде все спокойно".
7. Если Вы, г-н Краев, упорно противитесь привлечения общественности к контролю над местами заключения, то не значит ли это, что Вам есть что скрывать?
Председатель Комитета помощи заключенным Б.Е. Пантелеев, 11 мая 2004 г.
Ранее исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев заявил о намерении возглавляемой им организации подать в суд на Валерия Краева. "Валерий Краев оболгал и оскорбил движение "За права человека", сказав, что нас финансируют организованные преступные группировки, - сказал Пономарев в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Я намерен добиться не только какой-то моральной компенсации, но и отставки его с этой должности, потому что он дискредитирует не только себя, но и министерство юстиции РФ".
"Краев принадлежит к той категории силовиков, которые ждут команды "фас" из Кремля, расправиться со всеми теми людьми, которые им не помогают превратить наше государство в полицейское", - считает Пономарев.
"Полицейское государство пытается утвердить себя в колониях, там, где люди не защищены, а мы пытаемся им помешать оттачивать вот эти полицейские приемы в колониях, а потом применять их на свободных людях", - заключил он.
В свою очередь глава правозащитной организации "Московская Хельсинкская группа" Людмила Алексеева поддержала намерение Пономарева подать в суд. "Что касается обвинений в связях с криминальными элементами организации Льва Пономарева - то это полная ерунда. Это клевета, и на это следует подавать в суд. Мы очень хорошо сотрудничаем с ГУИН Минюста, и меня огорчает, что один из руководителей этой службы позволяет себе такие безответственные заявления", - скаала Алексеева "Интерфаксу".
"В последнее время у ГУИН серьезные неприятности - в тюрьмах устраивают голодовки, заключенные вскрывают себе вены, протестуя против жесткого обращения. ГУИН пытается как-то объяснить происходящее, и вот начинают сваливать с больной головы на здоровую", - заявила Алексеева.