"В шахматах я сделал все, что мог, даже больше. Теперь я намерен использовать мой интеллект и стратегическое мышление в российской политике. Это не уход, а переход. Я перехожу в ту сферу, где я смогу позитивно применить свой потенциал.
Я считаю, что сейчас страна движется в неправильном направлении, поэтому надо помочь России, помочь российским гражданам сделать страну удобной, справедливой и свободной.
Я буду делать все возможное, чтобы противостоять диктатуре Путина. Очень сложно играть за страну, власть которой антидемократична. И эту проблему я буду решать вместе с теми, кому дорога и небезразлична Россия", - заявил интернет-журналу ej.ru Гарри Каспаров. При этом он отметил, что не намерен навсегда расставаться с шахматами.
"Я буду продолжать играть в шахматы, потому что мне это очень нравится, но не буду играть на профессиональном уровне, - сказал Каспаров на пресс-конференции. - Я буду давать сеансы одновременной игры, а также играть в быстрые шахматы, но этим и ограничусь".
Каспаров принял такое решение из-за огромной нагрузки, которую он испытывает в последние годы. Каспаров, который находится в оппозиции к президенту Путину, в свое время помог основать Демократическую партию России (сегодня эта партия уже не существует), а также является одним из лидеров "Комитета-2008". Знаменитый шахматист говорит, что он хочет заниматься политической деятельностью, а также написанием статей и книг, пишет The Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Помимо занятий большой политикой Каспаров также намерен дописать свою работу "Мои гениальные предшественники" и написать книгу "Как жизнь уподобляется шахматам", чтобы показать, как надо действовать во время принятия важных решений.
Многие комментаторы, анализируя решение Каспарова оставить большие шахматы, отметят, конечно, эмоциональный фактор. Дескать, проиграл последнюю партию Топалову (что, впрочем, не повлияло на исход турнира) и сгоряча сказал то, что сказал. Так вот, решение уйти из шахмат было принято задолго до турнира в испанском Линаресе и никак не зависело от исхода этого соревнования. И дело, конечно, не в пристрастии Каспарова к литературному труду. Просто в какой-то момент лучший шахматист мира понял, что не может дальше совмещать большие шахматы и большую политику. Вернее – просто политику. Большой ей еще только предстоит стать, пишет интернет-журнал ej.ru.
Разговоры о том, что происходит на российском демократическом фланге, как правило, сводятся к обсуждению одной уже набившей оскомину проблемы – объединятся правые в одну партию или нет. Вроде бы "Комитет – 2008", председателем которого является Гарри Каспаров, должен был взять на себя эту объединительную миссию (а иначе зачем он еще нужен?). Очевидное сегодня отсутствие на этом фронте больших побед многие аналитики склонны расценивать как очередное фиаско демократических сил. Дескать, опять не смогли договориться: "Яблоко" само по себе, СПС сам по себе, так еще Каспаров с Рыжковым явно замыслили отдельный проект. Словом, собрались, чтобы объединить две партии, а получили на выходе три, если не четыре (есть же еще и Ирина Хакамада). Иначе говоря – полный вроде бы провал. Так оно и есть, если смотреть из января 2004 года, когда впервые собрался "Комитет-2008". Но с того времени ситуация в стране радикально изменилась.
Сегодня техническое объединение всех право-либеральных и демократических сил в одну партию не является актуальной задачей. Единая партия, единый список, первая тройка списка – это все дела предвыборные. Как, собственно, и сам "Комитет-2008", в названии которого содержится намек на грядущие президентские выборы.
Действительно, год назад казалось, что нет задачи важнее, чем не допустить ситуации, при которой Владимир Путин сохранил бы за собой (в той или иной форме) пост главы государства или назначил себе ручного преемника. Строго говоря, задача и сегодня формулируется так же – но появилось ощущение, что вопрос о власти в России будет решаться отнюдь не в 2008 году, а гораздо раньше. И вовсе не у избирательных урн. Следовательно, самым актуальным становится вопрос появления вождя – не в результате договоренностей демократических лидеров, не в результате проведения праймериз среди демократически настроенной части российского общества, а вследствие признания "улицей", то есть всеми, кто готов сознательно выступить против политики Владимира Путина. И это не 10 процентов, считающиеся стратегическим электоратом правых, а существенно больше. Это вообще уже не электорат. Это ответственные граждане своей страны, готовые отстаивать свои интересы не только на выборах.
Вот чем в ближайшее время предстоит заняться Гарри Каспарову - попытаться стать таким лидером, завоевать доверие людей, не просто осознающих, что России во избежание катастрофы надо срочно менять курс, но готовых пойти на многое для решения этой задачи. Ради этого Каспаров и бросил шахматы. А вовсе не ради того, чтобы возглавить очередную демократическую партию.
В ФИДЕ сожалеют об уходе Каспарова
Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов выразил сожаление по поводу решения Гарри Каспарова уйти из больших шахмат.
"Жаль, что Гарри Каспаров уходит из больших шахмат. По всей видимости, он решил вовремя уйти из профессиональных шахмат так же, как он и вовремя пришел в шахматы", - заявил Илюмжинов в пятницу, комментируя заявление Каспарова об уходе из профессиональных шахмат.
"Гарри Каспаров много сделал для развития шахмат в мире. Каспаров - историческое явление в шахматах", - подчеркнул президент ФИДЕ, напомнив, что Каспаров является 13-м чемпионом мира по шахматам.
Касаясь намерения Каспарова заняться политической деятельностью, Кирсан Илюмжинов отметил: "Как президент ФИДЕ я не могу комментировать данное решение. Уйти в политику или бизнес - это личное решение Гарри Каспарова". Вместе с тем президент ФИДЕ подчеркнул, что "шахматы - это тоже большая политика", передает "Интерфакс".
Гарри Каспаров
Каспаров родился в 1963 году в Азербайджане. Когда ему было пять лет, отец научил его играть в шахматы. Через два года, когда Гарри было семь лет, его отец умер.
В 12-летнем возрасте Каспаров выиграл чемпионат Советского Союза среди юниоров, а в 17 лет выиграл мировой чемпионат среди юниоров. Каспаров занимался во Всесоюзной школе экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника.
В 1984 году у Каспарова впервые состоялся матч с Карповым в борьбе за звание чемпиона мира. Матч стал самым долгим в истории шахмат, он продолжался шесть месяцев и в итоге был остановлен из-за проблем Карпова со здоровьем.
В ноябре 1985 года Каспаров выиграл повторный матч против Карпова и в 22 года стал самым молодым чемпионом мира в истории шахмат. Многие оценивали это как победу молодости и реформ над закостенелым советским спорткомитетом и его спонсорами, Коммунистической партией и КГБ.
В своей шахматной карьере Каспаров постоянно шел вопреки властям. Прокремлевской фракции шахматного истэблишмента не нравилось появление нового чемпиона, молодого дерзкого южанина. Его оппоненты хотели сохранить уже существующий статус-кво. "У нас уже есть один чемпион мира (Карпов) - зачем нам нужен другой?", - такую реплику как-то обронил один из шахматных комиссаров того времени.
После победы над Карповым в 1985 году Каспаров разгромил его еще три раза и тем самым побил рекорд американского гроссмейстера Боби Фишера. В 1993 году Каспаров одержал победу над британским гроссмейстером Найджелом Шортом. Неудачи в шахматной карьере Каспарова начались в 1997 году, когда Каспаров за 19 ходов проиграл партию против суперкомпьютера, созданного компанией IBM - DEEP BLUE. Тем самым была развеяна аура "неуязвимости" Каспарова. За этим поражением последовал проигрыш Каспаровым звания чемпиона мира Владимиру Крамнику в Лондоне три года спустя. Но, несмотря на это, Каспаров по сей день остается шахматистом номер один в рейтинге Международной шахматной федерации ФИДЕ.