Доклад основан на расследованиях российских СМИ, самого центра "Досье", интервью, общедоступных материалах и базах данных, найденных на черном рынке, отмечает The Bell.
Авторы доклада пришли к выводу, что ФСБ, в отличие от КГБ, деидеологизированный, коммерциализированый и криминализированный институт. Ведущую роль в такой трансформации спецслужбы сыграл сам будущий президент Владимир Путин.
Хотя слияние бандитов с силовиками происходило в 1990-е годы практически повсеместно, наиболее исторически значимые для страны события развивались в Санкт-Петербурге, где часть сотрудников регионального управления ФСБ, администрация города и верхушка местного криминального круга сформировали устойчивую преступную коалицию. Итогом этого стало зарождение беспрецедентной для России системной и структурированной коррупции с международными связями. Ближайшие образцы подобного рода "сообществ" можно найти в истории итальянской мафии или американских преступных синдикатов эпохи "Великой депрессии", говорится в докладе.
Ключевую роль в этой коалиции играл чиновник городской администрации Санкт-Петербурга Владимир Путин. Он был связующим звеном между тремя главными сторонами - местными сотрудниками ФСБ, криминальными авторитетами и администрацией города.
После того как Путин был назначен руководителем ФСБ, он провел жесткую реструктуризацию системы спецслужбы, сопровождавшуюся массовыми увольнениями старых сотрудников и их заменой на выходцев из Санкт-Петербурга. Эти изменения предопределили вектор эволюции системы на многие годы вперед.
Представители "питерского круга" стали стремительно перемещаться в Москву и занимать различные государственные посты, а также должности в аффилированных с государством коммерческих и некоммерческих организациях, в том числе в самой ФСБ.
При этом коалиция во многом не теряла своей жесткой внутренней организации и сплоченности. Как работает такая система, можно понять из материалов прослушек телефонных переговоров, произведенных правоохранительными органами Испании в рамках дела "русской мафии".
"Оказавшись в центре политической системы России, союз чекистов, чиновников и бандитов получил возможность влиять на все сферы жизни страны. Гражданские и государственные институты, находящиеся на момент начала нулевых еще на стадии формирования, не смогли отреагировать на угрозу, а резкий рост цен на нефть позволил коалиции поставить под свой контроль огромные денежные потоки и начать проводить популистскую политику, которая обеспечила ей широкую поддержку со стороны населения. В результате коррупционные практики вышли на системный уровень", - сказано в докладе.
"Крышевание" и рейдерство под эгидой ФСБ
Постепенно ФСБ фактически вытеснила из силового поля конкурентов в виде МВД и СКР. Кроме того, в 2004-2005 гг. была создана 6-я служба управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ (так называемый "сечинский спецназ"), которая является одной из самых влиятельных структур ФСБ.
Формирование службы было инициативой вице-премьера и замруководителя Администрации президента Игоря Сечина и проходило под его руководством. Это дало ему возможность использовать подразделение в своих экономических интересах. Кроме того, 6-я служба получила полномочия по организации государственной защиты для свидетелей по уголовным делам. Это позволяло использовать ресурсы спецслужбы как для легализированного "крышевания" партнеров, так и для контроля над интересующими ФСБ персонами.
Организация госзащиты стала для сотрудников 6-й службы и способом заработка: многие бизнесмены, особенно занятые в теневом секторе, готовы платить немалые суммы за подобную услугу. Например, под госзащитой долгое время находился банкир Евгений Двоскин, занимавшийся обналичиванием денежных средств: на разборки с конкурентами он приезжал на машине скорой помощи вместе с сотрудниками ФСБ.
Ресурсы ФСБ использовались для передела рынков (в том числе нелегальных, таких как контрабанда или оборот наркотиков), захвата, удержания и перераспределения активов, а также для реализации иных экономических интересов частных лиц, считают авторы доклада.
Первым крупным публичным скандалом, связанным с коммерческим лоббированием, в который оказалось вовлечено ведомство, было знаменитое дело "Трех китов", возбужденное в 2000 году. Благодаря процессу "Трех китов" масштабное участие ФСБ в коммерческой деятельности впервые стало достоянием общественности. Для урегулирования конфликта потребовалось личное вмешательство президента РФ. Однако никто из основных фигурантов дела в итоге не был наказан, само дело было спущено на тормозах, а ответственность понесли лишь второстепенные действующие лица.
ФСБ также является важным инструментом политического лоббирования и участвовала в конфликтах властных группировок. Еще в 1999 году спецслужба приняла участие в смещении с должности генерального прокурора Юрия Скуратова, который годом ранее расследовал, помимо прочего, потенциальные правонарушения дочери Бориса Ельцина, а также вице-премьеров Анатолия Чубайса и Валерия Серова.
Позднее ФСБ участвовала в захвате частного телеканала НТВ. В 2001 году компания перешла из частных рук к государству в лице "Газпрома". Причиной захвата НТВ СМИ и эксперты считали критику власти. В частности, телеканал проводил собственное расследование серии взрывов в сентябре 1999 года: в причастности к этим событиям журналисты подозревали ФСБ. Кроме того, телеканал выступал против чеченской войны, расследовал коррупцию среди чиновников, высмеивал их в программе "Куклы", критиковал действия властей после затопления подводной лодки "Курск".
"Главной публичной акцией, которая, по сути, открыла эпоху политического рейдерства в России, была экспроприация компании ЮКОС, начавшаяся с возбуждения в 2003 году уголовного дела о неуплате налогов. Выгодоприобретателями этой операции стали связанные с силовыми структурами и президентом лица, при этом в целом она имела сугубо политический подтекст", - говорится в докладе.
Дело ЮКОСа навсегда изменило характер отношений между властью и предпринимателями в России: теперь владеть крупным капиталом позволялось лишь в обмен на политическую лояльность и отказ от любой критики президента. Несмотря на то что формально следственные действия проводились сотрудниками разных силовых структур, за всеми ними с самого начала стояли представители ФСБ, которые координировали и направляли процесс, отмечают авторы исследования.
ФСБ как теневое государство
Сегодня ФСБ подменяет собой разнообразные государственные институты, играя в жизни России самостоятельную роль. Именно через ФСБ происходит теневое управление всей системой власти: помимо прямых обязанностей, сотрудники спецслужбы занимаются решением политических и экономических вопросов в интересах Владимира Путина, его окружения или администрации президента.
Заняв ключевую позицию в системе государственного управления РФ, ФСБ естественным образом стала полем борьбы за власть и ресурсы. Каждая уважающая себя финансово-промышленная группа держит свое "представительство" внутри ФСБ, как в другой ситуации держала бы его в парламенте, правительстве или при суде. "На сегодняшний день лишь лоббирование внутри администрации президента может быть конкурентоспособным с лоббированием внутри ФСБ, так как властные функции всех других институтов активно деградируют", - говорится в докладе.
Там также отмечается, что ФСБ использует наименее приемлемые методы из арсенала КГБ, включая пытки и провокации (дела "Сети" и "Нового величия").
Основной посыл доклада - подмена нормальных институтов ФСБ критически подорвала устойчивость государства как системы, сделав невозможным даже административно-командное управление советского образца. Поэтому в случае резких изменений во власти (в качестве примера приводится смерть Иосифа Сталина в 1953 году) в России способны реализоваться сценарии вплоть до клановой вражды и гражданской войны.
"Досье" предлагает реформировать ФСБ: создать службу независимого контроля (в качестве образцов приводятся Великобритания и Германия), освободить от задач, посторонних по отношению к государственной безопасности (борьбы с экономическими преступлениями и терроризмом, охрана госграниц), избавить от карательного уклона, сделав упор "на профилактику и предотвращение угроз безопасности общества".
Наконец, ФСБ де-факто должна лишиться силового статуса, сохранив только аналитические и оперативно-разыскные полномочия по сбору и оценке информации о потенциальных угрозах конституционному строю.
Впрочем, реформа ФСБ не может происходить сама по себе, в отрыве от реформ остальных государственных институтов. ФСБ, как и любая иная силовая или другая государственная структура, - это зеркало действующей̆ власти и сложившейся в стране системы управления. Проблема коррупции затрагивает не только ФСБ, но и всю вертикаль власти, от самых низов до первого лица, заключают авторы доклада.