Между тем по более детализированным данным департамента здравоохранения Москвы, с вирусом связаны 98-100% "избыточных смертей". Если считать, что на самом деле почти вся избыточная смертность вызвана эпидемией, можно предположить, что смертей от коронавируса в 2020 году было в 6,3 раза больше, чем 57 тысяч, о которых официально говорили власти. Это значит, что Россия в 2020 году заняла второе (после США) место по числу жертв коронавируса и вошла в пятерку самых пострадавших из расчета на душу населения. А к началу февраля, скорее всего, Россия вышла на первое место в мире по числу смертей на 100 тысяч населения, предполагает "Медуза". Причем такая высокая смертность связана с действиями российских властей.
Самыми тяжелыми месяцами были ноябрь (избыточная смертность - 80 461 погибший) и особенно декабрь (96 012 дополнительно умерших). Декабрьский результат более чем в 4,5 раза выше, чем на пике первой волны эпидемии в мае. Всего с сентября, когда началась вторая волна эпидемии, в стране от коронавируса, вероятно, умерли более 232 тысяч человек из общего числа жертв эпидемии в 358 тысяч.
Январь, если судить по официальным данным Роспотребнадзора о числе смертей от коронавируса, был не менее тяжелым, чем декабрь. Если соотношение (те самые 6,3 раза) между официально объявленными смертями от ковида и избыточной смертностью сохранится, то на 9 февраля избыточная смертность с начала 2021 года составит 129 с лишним тысяч. Это значит, что в России на сегодняшний день с начала эпидемии уже умерли более 480 тысяч человек, подсчитал исследователь из Университета Тюбинген Дмитрий Кобак. Если эти грубые подсчеты верны, то Россия уже вышла на первое место по относительному числу умерших и приблизилась к США по абсолютному числу смертей, хотя там проживает вдвое больше людей.
Росстат еще в начале эпидемии перестал публиковать статистику по причинам смерти в стране, поэтому мы не знаем точно, как соотносятся смертность от коронавируса и смертность от прочих причин. Но в 2019 году чаще, чем от вируса в 2020 году, умирали только от болезней системы кровообращения (850 624 смертей в 2019 году). От новообразований при этом умерло значительно меньше людей (293 630 в 2019 году). При этом вирус распространялся только 9 из 12 месяцев года.
Естественная убыль населения (без учета миграции) в 2020 году составила более 688 тысяч человек - потому что кроме роста смертности было, как и во все последние годы, еще и снижение рождаемости. Результат сравним с убылью населения в 1990-е: в худшем с момента распада СССР 2000 году убыль составила 958 тысяч; в 2019 году был минус в 317 тысяч.
Как следует из ежемесячных данных Росстата о смертности, во время первой волны эпидемии весной вирус активно распространялся в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, нескольких областях центральной части страны и на Северном Кавказе. Причем были затронуты только самые социально активные группы населения, которые не могли сидеть на карантине (например, врачи).
Когда люди в этих группах массово переболели (и получили внутригрупповой коллективный иммунитет) эпидемия пошла на спад. Правительство, обеспокоенное состоянием экономики и предстоящим голосованием по поправкам к Конституции, поспешило отменить почти все ограничения. Но эпидемия так и не была подавлена до такого числа зараженных, которое можно было отслеживать с помощью тестирования и выявления их контактов.
Уже в июле вирус стал распространяться по регионам Урала. В августе началась первая волна эпидемии в Сибири. Вероятно, вирус проник в ранее не охваченные социальные и профессиональные группы и в Москве, и в других крупнейших городах, пишет "Медуза".
В сентябре, когда были открыты школы и университеты, а взрослые вернулись с дач, распространение вируса резко ускорилось. К ноябрю эпидемия распространилась по всей стране. Власти, однако, не стали вводить жесткие ограничения вроде весенних.
С помощью данных об избыточной смертности (зная истинную летальность вируса в популяциях с похожей на Россию возрастной структурой населения) можно вычислить примерное количество переболевших. Если ориентироваться на широко распространенную оценку летальности (IFR) вируса в 0,66%, доля переболевших на начало января достигла 45-47% населения страны. За январь, скорее всего, эта доля перевалила за 50%. Вероятно, это близко к порогу коллективного иммунитета, за которым эпидемия должна пойти на спад.
Однако порог коллективного иммунитета весной может подняться - в случае если в Россию попадут более заразные штаммы вируса, например британский. Это может привести к настоящей третьей волне эпидемии, новому кризису системы здравоохранения и смерти еще более 100 тысяч человек.