"Я не хочу давать оценку самому себе, нашему ведомству, но политика, которую определил Президент Российской Федерации, которую он проводит и которую, по его указанию, проводим мы, несмотря на некоторые эпизоды, типа ливийского, приносит результаты", - заявил глава МИДа в интервью Владимиру Соловьеву на телеканале "Россия 1". Стенограмму беседы, посвященной Дню дипломатического работника, публикует сайт МИДа РФ.
На это заявление последовал логичный вопрос ведущего "Воскресного вечера" Соловьева, о том, что конкретно понимается под ливийским эпизодом. "Я имел в виду, что после тех трагических событий нам, действительно, говорили, что Россия потеряла арабский мир. Этого в итоге не произошло… Ливийский урок, и об этом неоднократно говорил президент, мы, конечно, получили, потому что, когда Россия, Китай и Индия - все поддержали первую резолюцию Совета Безопасности ООН по Ливии, вводившую оружейное эмбарго (1970, предшествовавшая санкционировавшей военные действия резолюции 1973 - прим. NEWSru.cpm), и когда наши партнеры из Франции и Катара публично бравировали тем, что они поставляют оружие оппозиции - они не смогли ответить нам на вопрос, как все происходящее можно объяснить", - заявил Лавров.
"Куда делись ребята из Мали?"
Но та же Франция, по его словам, за свое поведение поплатилась. Во-первых, "в Мали Франция воюет против тех, кого она же вооружала в Ливии против Каддафи в нарушение эмбарго, введенного Советом Безопасности ООН". Ну а во-вторых, победить этих собственноручно вооруженных боевиков не так-то просто.
"Французы сейчас достаточно легко, практически "парадным маршем" проходят по Мали и занимают позиции, уже оставленные террористами... Вопрос в том, куда делись те "ребята", с которыми никто не мог совладать?... Наши западные партнеры этот урок сейчас учат заново, потому что не только Сирия, но и Мали… - это отголоски и прямые последствия событий в Ливии. Это еще может коснуться многих других стран, куда "ребята из Мали" побегут, где они будут искать новое место приложения своих усилий. Посеян ветер!" - предвозвестил Лавров.
Тут Лавров не обошел стороной и США, в завуалированной форме упрекнув их в лицемерии: "Наши западные коллеги и некоторые коллеги из стран региона говорят по-прежнему красивые фразы, что Башар Асад - "мясник", преступник… Мы знаем, что анализ, который они проводят для себя, - честный, и он абсолютно совпадает с нашей позицией, которую мы открыто излагаем. Но признать это означает расписаться в собственной неправоте и в отсутствии какого-то общего, комплексного взгляда на регион… Меня удручает неспособность наших партнеров оторвать голову от одной точки на карте и посмотреть на весь этот регион".
"Америка номер один, Америка "рулит"
США досталось от Лаврова отдельно и за Афганистан. С одной стороны, министр признал, что без вмешательства западной коалиции все беды этой страны давно вырвались бы на ружу - тот же наркотрафик заполонил бы Северный Кавказ. Однако усилия Вашингтона все равно недостаточны, упрекнул глава МИДа. "США не могли и не могут в одиночку хоть что-то сделать в Афганистане. Правда, и в составе коалиции они мало, что могут сделать: террористическая опасность никуда не делась, а наркотическая угроза увеличилась в разы…. Они уже физически не в состоянии решить ни одну проблему", - заявил Лавров, указав Штатам на то, что им придется волей-неволей вести диалог с другими странами, в том числе, с Россией.
И с приходом Обамы в 2008 году диалог как будто установился - и много чего подписали, и вообще, "перезагрузку" объявили, но вдруг, "абсолютно из ниоткуда", появился "акт Магнитского". По мнению Лаврова, США могли наказать любого россиянина, просто запретив ему взъезд, так же как и заблокировать счет в американском банке. Акт же был демонстративным ходом. "Он был задуман для того, чтобы после отмены поправки Джексона - Вэника нам "жизнь медом не казалась". Не отменять ее американцы уже не могли, так как с нашим вступлением в ВТО сохранение поправки лишало их преимуществ… А отменять ее просто так, "задаром", им не хотелось", - считает Лавров.
"Это желание конгрессменов руководствоваться старым стилем: Америка номер один, Америка "рулит", и все остальные будут делать то, что мы говорим, - сказал глава МИДа. - Но сама форма, в которой это отношение проявилось в связи с Российской Федерацией, показывает, что, помимо изливания желчи, у американцев не существует других способов "доказать", что они одни в мире могут делать, что хотят".