Суд оставил приговор Владиславу Мордасову, Яну Сидорову и Вячеславу Шашмину без изменений
Телеканал ДОН 24 / YouTube
Служители Фемиды, рассматривавшие апелляцию на приговор фигурантам "ростовского дела" Владиславу Мордасову и Яну Сидорову, рассказали об угрозах и "попытках давления". Об этом говорится в сообщении пресс-службы Третьего апелляционного суда.

"При подготовке к рассмотрению данного дела предпринимались неоднократные попытки оказать давление на суд. В суд поступило порядка 30 внепроцессуальных обращений. Неоднократно высказывались угрозы физического уничтожения судьям с целью вынесения желаемого решения", - говорится в пресс-релизе.

19-летнего Яна Сидорова и 23-летнего Владислава Мордасова обвиняли в покушении на организацию массовых беспорядков (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 212 УК). Молодые люди состояли в чате сторонников оппозиционера Вячеслава Мальцева, а в день обещанной им революции вышли на площадь перед зданием областного правительства с "безобидными" плакатами: "Верните землю ростовским погорельцам" и "Правительство в отставку".

В октябре Ростовский областной суд приговорил Мордасова к шести годам и семи месяцам колонии, а Сидорова - к шести годам и пяти месяцам лишения свободы. 19-летний Вячеслав Шашмин, который в момент задержания Сидорова и Мордасова на площади перед зданием правительства находился рядом, получил 3 года лишения свободы условно. Шамшин был нужен следствию, чтобы доказать "массовость" якобы подготавливаемых беспорядков. Ему инкриминировали "покушение на участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением предметов, представляющих опасность для окружающих".

В качестве доказательств суд учел признательные показания, данные Мордасовым и Шашминым на этапе следствия. При этом в ходе судебного следствия обвиняемые неоднократно заявляли, что подписали протоколы после избиений, пыток противогазом и морального давления. Эти показания были расценены как "явка с повинной", что привело к назначению более "мягкого" наказания. В противном случае обвиняемым грозило бы минимум восемь лет лишения свободы.

Доказательствами стали показания и протоколы сотрудников полиции, включая тех, кого молодые люди обвиняли в пытках. Также в основу приговора легли показания семерых свидетелей, которые на заседаниях заявляли, что подписывали протоколы следствия под давлением, опасаясь за свою свободу и жизнь. Указаны в приговоре и вещественные доказательства - изъятые у задержанных баллончик с краской, каска, лыжные очки, наколенники, налокотники, платок с черепами, респиратор и бита.

Публика встретила приговор молодым людям криками "Позор!" Среди слушателей были жители сгоревшего в августе 2017 года жилого квартала в Ростове-на-Дону, плакат в поддержку которых Мордасов и Сидоров развернули на ноябрьской акции. В марте этого года погорельцы написали коллективное письмо в их защиту.

Пожилая женщина, чей дом сгорел в том пожаре, расплакалась, услышав приговор, и попросила прощения у молодых людей. "Эти дети пострадали из-за нас! Не судят тех, кто нас поджег, не судят тех, кому нужна наша земля! Они выступили в нашу поддержку, мы никому не были нужны", - возмутилась она.

10 декабря Третий апелляционный суд оставил в силе решение Ростовского облсуда, пишет "Медиазона".

Отметим, в последнее время на фоне расширяющейся пропасти между чиновниками и гражданским обществом, а также на фоне вынесения возмутительных и абсурдных для многих приговоров судьи все чаще жалуются на давление и травлю. Так, в сентябре Мосгорсуд заявил о травле судьи Алексея Криворучко, который приговорил актера Павла Устинова.

Устинов, как и некоторые другие фигуранты "московского дела", оказался случайно среди протестующих в центре Москвы 3 августа. В итоге актер и бывший росгвардеец, который совершенно не интересовался прежде политикой, был задержан и избит сотрудниками Росгвардии. Затем его признали виновным в причинении вреда силовику, опасного для его жизни и здоровья (один из росгвардейцев при задержании Устинова каким-то образом вывихнул плечо). Устинова приговорили к 3,5 года колонии.

Уже через несколько дней, на фоне беспрецедентного возмущения в обществе и волны открытых писем, рассылавшихся от имени профессиональных сообществ, прокуратура кардинально поменяла свою позицию: теперь чиновники надзорного ведомства попросили суд не приговорить Устинова к шести годам колонии, а отпустить его из СИЗО под подписку о невыезде, что и было сделано. Затем Устинову изменили приговор, назначив 1 год лишения свободы условно.

Тем самым власть фактически признала, что первоначальный приговор был излишне суровым. В конце сентября зампредседателя Совета по правам человека при президенте РФ Евгений Бобров заявил, что в деле Устинова судебная система в очередной раз продемонстрировала свою полную некомпетентность и профнепригодность и призвал кардинально изменить систему, которая "представляет собой сейчас довольно разнузданное зрелище".

Однако тех простых граждан, которые осмелились заявлять об этом ранее и выражать возмущение решением судьи Криворучко, силовики стали выявлять и привлекать к уголовной ответственности.

За короткое время были схвачены житель Удмуртии Алексей Вересов, житель Ногинска Сергей Половец и Евгений Ерзунов, на которого дал показания Половец после задержания. Все они якобы причастны к травле Криворучко.

10 декабря стало известно о задержании жителя Воронежа Михаила Квасова. Его обвиняют в угрозах судье Тверского суда Станиславу Минину (ч. 1 ст. 296 УК) из-за комментария в Instagram о приговоре Константину Котову. 5 сентября программист и член участковой избирательной комиссии Котов получил 4 года колонии просто за то, что он неоднократно выходил на протестные акции. Котову инкриминировали печально известную статью 212.1 УК РФ, по которой ранее был осужден только один человек - оппозиционер Ильдар Дадин. Причем в итоге приговор Дадину отменили, а Конституционный суд рекомендовал не применять больше статью 212.1 УК РФ в ее нынешнем виде.

Между тем адвокат от "ОВД-Инфо" Ольга Пельше, представляющая интересы Квасова, утверждает, что в комментарии, за который привлечен к ответственности ее подзащитный, Минин вообще не упомянут. Квасова намерены направить на психиатрическую экспертизу. А 12 декабря Басманный районный суд Москвы изберет ему меру пресечения, сообщает "ОВД-Инфо".

Судьи даже начали ощущать скрытую угрозу, которая якобы исходит от СМИ. В итоге в недрах судебного ведомства начали разработку концепции информационной политики, которая будет прежде всего защищать судей от "тенденциозных публикаций" и бороться со "скандализацией правосудия".