"По полной программе разобраться с этими бунтарями! Там уже по мобильным телефонам собирают людей, чтобы поддержать бунтующих. У нас уже зона командует теми, кто на свободе, и начинает комментарии раздавать. Если нужна будет наша помощь, то мы приедем и поможем", - заявил Бастрыкин на заседании коллегии ведомства.
Очевидно, поводом для заявления главы СК стали сообщения о том, что хотя бунт в СИЗО колонии вспыхнул ночью, к изолятору вскоре начали съезжаться машины с родственниками арестантов, которых, как может следовать из слов Бастрыкина, позвали сидельцы. Родные заключенных заявили, что те жаловались на некачественные питание и медицинскую помощь, а также на отключение отопления в камерах.
Как сообщалось, в бунте в челябинском СИЗО-1 приняли участие около 100 заключенных из 30 камер. В ГУ ФСИН выяснили, что беспорядки начались с подачи заключенного, у которого сотрудники изолятора нашли сотовый телефон, пользоваться которым в СИЗО запрещено. Мужчина отказался выйти из камеры по требованию надзирателей и призвал других заключенных к неповиновению и "членовредительству".
Бунтовщики начали стучать в двери камер, лить воду в коридор, поджигать клочки ваты, вытащенной из матрасов. Восемь человек в разных камерах нанесли себе незначительные порезы предплечий, сообщили во ФСИН. По сведениям ведомства, членовредителям была оперативно оказана медицинская помощь.
Власти утверждали, что спецсредства и физическая сила к заключенным не применялась. Однако пресса сообщала, что сотрудники СИЗО избили заключенных в нескольких камерах СИЗО-1 и в знак протеста против насилия арестанты порезали себе руки. Бунт мог закончиться и побегами - по данным сайта "Первый областной", после усмирения заключенных в метровой стене одной из камер был обнаружен лаз шириной около 50 сантиметров, куда вполне мог бы протиснуться взрослый мужчина средней комплекции,
Проведя расследование, в ГУ ФСИН заявили, что беспорядки были спланированы заранее и "извне". По данным местной прессы, зачинщиком бунта стал отбывающий наказание в Верхнеуральской тюрьме заключенный, осужденный за серию убийств в Северной Осетии на 12 лет колонии строгого режима. Аведик Каргиев был доставлен в челябинский СИЗО для допроса в качестве свидетеля по другому уголовному делу. После бунта его вернули в колонию.
Усмирять бунтующих была вызвана практически вся полиция Челябинска, а в некоторых районах города даже перекрывали движение транспорта. На место происшествия выезжали руководители всех силовых структур региона, в том числе ФСБ, а также члены Общественной наблюдательной комиссии.
Через несколько часов после начала бунт был подавлен. По факту беспорядков СК возбудил уголовное дело по ч.1 и 2 ст.212 ("Организация и участие в массовых беспорядках") УК РФ. Между тем областная прокуратура начала проверку законности действий сотрудников СИЗО.
Местные СМИ и правозащитники, проведя собственное расследование, выяснили, что волнения в СИЗО начались днем 8 декабря и поводом к ним стали действия сотрудников изолятора, которые якобы перестали кормить и лечить заключенных, а также отключили в камерах отопление. В ответ в ГУ ФСИН подтвердили, что отопления действительно не было какое-то время, но не по злому умыслу, а из-за аварии.
В настоящее время в ГУ ФСИН по Челябинской области работает комиссия центрального аппарата ведомства, представители аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, а также члены ОНК по Челябинской области, сообщил сайту "Первый областной" сотрудник пресс-службы управления Антон Блинов. В четверг в СИЗО-1 ждут приезда с проверкой депутатов Госдумы, которые собираются инициировать масштабную проверку в исправительной системе Челябинской области.