В МКЮ считают, что улики, на основании которых Трепашкин был арестован, являются сфабрикованными и что истинной причиной его задержания была попытка помешать ему выступить в качестве адвоката на судебном разбирательстве по поводу взрывов в Москве 1999 года.
МКЮ напоминает, что существуют основные принципы ООН, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, которые определяют роль адвоката. Согласно этим принципам, правительства государств обязаны обеспечивать условия, в которых адвокаты могли бы "выполнять свои функции, не опасаясь преследования или несанкционированного вмешательства в свою деятельность".
МКЮ и ЦНСА (Центр независимости судей и адвокатов при МКЮ) "обеспокоены тем, что задержание Трепашкина является незаконным".
"Для признания ареста законным требуется наличие достаточного количества достоверных доказательств причастности лица к совершению преступления, - отмечают в МКЮ. - В случае с Трепашкиным сами улики, которые послужили поводом для ареста и последующего задержания, были подброшены осуществляющими арест лицами".
"Поскольку в основе обвинений против Трепашкина лежат сфабрикованные улики, сами эти обвинения являются абсолютно беспочвенными. Таким образом, его арест и лишение свободы являются грубым нарушением статьи 9 (1) Международного договора о политических и гражданских правах", - заявляет МКЮ в письме к президенту.
По мнению юристов, "для ареста и лишения свободы Трепашкина не существует законных оснований". МКЮ призывает правительство "немедленно освободить его", воздержаться "от дальнейшего преследования и запугивания Трепашкина" и позволить "ему выполнять свои профессиональные обязанности адвоката, не испытывая страха, и в отсутствие помех".
Копии письма были направлены министру юстиции РФ Юрию Чайке, главе МВД Борису Грызлову, председателю Комиссии по правам человека Элле Памфиловой и главе миссии РФ при ООН в Женеве Леониду Скотникову, сообщили в Фонде гражданских свобод.
15 декабря у здания Московского окружного военного суда группа пройдет пикет в защиту Трепашкина
15 декабря в 11:00 у здания Московского окружного военного суда группа правозащитников проведет пикет в защиту Михаила Трепашкина, сообщили "Эху Москвы" в Фонде гражданских свобод.
Московский окружной военный суд назначил на 15 декабря рассмотрение основного уголовного дела бывшего полковника ФСБ Михаила Трепашкина по обвинению его в разглашении сведений, составляющих гостайну, злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном хранении боеприпасов.
Главная военная прокуратура утверждает, что, проходя с 1984 по 1997 годы службу в органах госбезопасности КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. В ходе обыска дома у полковника запаса, который в последнее время занимался адвокатской деятельностью, был изъято 22 патрона. Трепашкин считает, что как первое, так и второе уголовные дела в отношении него были "фальсифицированы".
В настоящее время в отношении Трепашкина прокуратурой города Дмитрова возбуждено второе уголовное дело по обвинению в незаконном приобретении, хранении и перевозке огнестрельного оружия - пистолета, разрешение на который отсутствовало. Оружие было обнаружено сотрудниками ДПС ГУВД Московской области в машине Трепашкина 22 октября текущего года, в связи с чем полковник запаса был задержан и впоследствии заключен под стражу, с санкции Дмитровского городского суда. Трепашкин находился под подпиской о невыезде до 22 октября.
Трепашкин утверждает, что пистолет был ему подброшен.
В первый раз санкцию на арест Трепашкина выдал Дмитровский городской суд 24 октября. 31 октября Мосгорсуд удовлетворил кассационную жалобу адвокатов и отменил это решение, постановив освободить задержанного из-под стражи. 5 ноября Дмитровский городской суд удовлетворил ходатайство прокуратуры города Дмитрова и повторно санкционировал арест Трепашкина.
Михаил Трепашкин известен благодаря своему участию в ноябре 1998 года в пресс-конференции, на которой бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и его товарищи заявили, что по приказу руководства ФСБ участвовали в заговоре с целью убийства Бориса Березовского.
Александр Литвиненко и отставной майор ФСБ Андрей Понькин, задержанный в Лондоне, раньше служили в управлении по разработке и пресечению деятельности преступных объединений (УРПО) ФСБ.
В 1998 году подполковник Александр Литвиненко, полковник Виктор Шебалин, майор Андрей Понькин, майор Герман Щеглов и старший лейтенант Константин Латышонок публично заявили, что их руководство поручило им убийство тогдашнего заместителя секретаря Совбеза России Бориса Березовского. Кроме того, им приказали захватить в заложники с целью получения выкупа брата гендиректора СП "Интурист Радамер - гостиница и деловой центр" Умара Джабраилова и проломить голову подполковнику ФСБ Михаилу Трепашкину, выигравшему суд у тогдашнего директора ФСБ Николая Ковалева. После этого все офицеры были уволены из контрразведки.
Напомним, что Михаил Трепашкин в 2002 году был адвокатом бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, который в данный момент находится в Лондоне.
Не исключено, что арест Трепашкина, до сих пор поддерживающего контакты с Литвиненко, связан с недавним нашумевшим "делом о покушении на президента Путина".
Трепашкин также был связан с общественной комиссией по расследованию взрывов 1999 года и учений в Рязани: по поручению комиссии он проверял показания основного подозреваемого во взрывах Ачемеза Гочияева.
За несколько дней до своего ареста Трепашкин дал интервью "Московским новостям". Бывший чекист, а теперь адвокат Михаил Трепашкин заявил, что ФСБ подделала фоторобот организатора взрыва на улице Гурьянова. Трепашкин был источником информации, которая могла радикально изменить весь ход следствия по делу о взрыве жилого дома. Но спецслужбы, по-видимому, хотели этого меньше всего
Трепашкин является также адвокатом Татьяны Морозовой, потерпевшей при взрыве по делу о взрывах жилых домов в Москве, которая теперь требует расследования в суде материала, опубликованного в газете "Московские Новости".