Помимо этого, в стране есть еще лишь два судна, которые оснащены полноценными системами спасения экипажей аварийных ПЛ - подводными аппаратами и ГВК. Это спасательное судно (СС) "Алагёз" (заложено в декабре 1979 года) и СС "Эпрон" (Черноморский Флот).
Как заявлял в 2013 году в интервью "Эху Москвы" начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ военно-морского флота (СПАСР ВМФ) капитан I ранга Дамир Шайхутдинов, водолазы "Эпрона" и "Алагёза" способны выполнять работы на глубине до 200 метров.
Между тем, как отмечает ЦВМП, на ТОФ максимальная глубина работы водолазов в ближайшем будущем достигнет 450 м. Лишь подводный аппарат "Бестер-1" может опускаться до 720 м.
При этом оборудование "Эпрона" не годится для помощи ПЛ третьего и четвертого поколений. А на спецсудах Северного и Балтийского флотов по-прежнему нет барокамер и тем более ГВК. То есть утони "Курск" в наши дни - как в 2000 году, на глубине в 108 м, - его снова не спасли бы, считает автор статьи.
Высокопоставленные офицеры ВМФ говорят, что строительство первого серийного судна проекта 21300 начнется не раньше 2020 года, хотя ранее закладку намечали на 2014-2015 годы.
Между тем 1 августа этого года Минобороны сообщило об испытаниях, прошедших на Северном флоте. Там тестировали глубоководный спасательный аппарат АС-34. В 2000 году он принимал участие в спасении "Курска", но потерпел неудачу. Во время погружения аппарату так и не удалось состыковаться с комингс-площадкой подлодки. В 2014-2016 годах аппарат АС-34 прошел полную модернизацию и сумел погрузиться на тысячу метров. В сообщении Минобороны отмечается, что подобной глубины на Северном флоте спасателям удалось достичь впервые.