Официально новый проект закона будет о "возмещении государством вреда, причиненного нарушением прав на судопроизводство в разумные сроки и неисполнение судебных актов".
О готовности документа сообщил в Санкт-Петербурге министр юстиции Александр Коновалов на выездной коллегии минюста, посвященной обеспечению судебной деятельности.
По словам министра, законопроект разрабатывала группа специалистов, которой руководил бывший председатель Высшего арбитражного суда, ныне советник президента России Вениамин Яковлев при участии Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека Георгия Матюшкина.
Этот документ - альтернатива проекту, разработанному и внесенному в Госдуму Верховным судом РФ, который получил отрицательное заключение правительства.
По мнению Матюшкина, если проект станет законом, то он спасет Россию от "критики суда по правам человека".
Газета приводит конкретный пример дела, судебные решения по которому не выполняются. В январе этого года было решение Страсбургского суда по делу "Бурдов против России". Ликвидатор чернобыльской аварии Анатолий Бурдов жаловался, что имеет право на социальные пособия по утрате здоровья, но не получает их. Он несколько раз и очень успешно оспаривал невыплаты в разных судах. Но до сих пор не получает никаких компенсаций. Хотя, по мнению Страсбургского суда, деньги должны выплачиваться не позднее чем через 6 месяцев с момента вступления решения в силу.
В итоге слушаний по жалобе Бурдова Европейский суд по правам человека наложил годичный мораторий на рассмотрение подобных запросов от граждан России. Потому как суд уже вынес 200 постановлений по аналогичным делам и имеет еще 700 похожих исков. Европейский суд, ссылаясь на Конвенцию по правам человека, потребовал от России разработать средства защиты от неисполнения решений.
ЕСПЧ дал России полгода на исправление ошибок с момента вступления постановления в силу - с 4 мая 2009 года. Приблизительная сумма компенсаций обычно - до 2000 евро за каждый год просрочки исполнения судебного решения. Именно столько, как правило, присуждают в подобных ситуациях судьи в Страсбурге. В России намерены ориентироваться именно на эти суммы.
Как отмечает издание, текст документа не обнародован и не ясно, в какие сроки и на каких условиях государство будет отвечать за волокиту.