Однако Высший арбитражный суд не признал уплату налогов категорией нравственности и в проекте постановления ограничил область применения статьи 169 налоговыми нарушениями при обороте алкоголя и опасных для здоровья людей продуктов. Кроме того, судьи определили увлечение налоговиков судебной национализацией как превышение полномочий, поскольку попытки отсудить собственность и передать ее государству выходят за рамки основной функции налоговых органов - собирать налоги.
"В целом проект постановления ("О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса РФ") принят, но к нему будет много поправок. Самые оптимистические сроки их внесения - две недели", - сказал представитель суда.
В проекте постановления сказано, что "требование о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания в доход РФ полученного по сделке исполнения в соответствии со статьей 169 ГК РФ может быть предъявлено налоговым органом в рамках выполнения им задачи по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при оспаривании сделок, направленных на производство и сбыт продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан".
В постановлении подчеркивается, что требование налогового органа о применении предусмотренных статьей 169 последствий недействительности сделки, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, "выходит за рамки полномочий налогового органа, поскольку взыскание в доход Российской Федерации всего полученного по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов".
Статья 169 легла в основу громких процессов о взыскании в доход государства контрольных пакетов шести предприятий башкирского ТЭК и "Русснефти".
С конца августа Федеральная антимонопольная служба рассматривает ходатайство Базового элемента Олега Дерипаски на покупку "Русснефти". Ведомство объясняет свою медлительность тем, что суды на основании 169 статьи еще не закончились, а сами акции находятся под арестом.
Источник, близкий к "Русснефти", рад решению суда. "Оно позволит разрешить многие вопросы вокруг компании", - говорит он. Получить комментарий башкирских компаний не удалось.