Прохладными отношения между Россией и Европой считают 33% участников опроса, 26% охарактеризовали их как нормальные и спокойные. 22% назвали их напряженными и только 4% - враждебными. Доля тех, кто считает таковыми отношения РФ и США, выше: 51% выбрали варианты "напряженные" и "враждебные". 27% назвали их прохладными, 14% - нормальными, а 4% даже считают, что РФ и США сосуществуют как друзья и добрые соседи.
Респондентов, которые продолжают негативно относиться к Соединенным Штатам, оказалось немного больше, чем дружелюбно настроенных (46% против 44%), но в феврале таких было 56%, а в мае - 52%. На вопрос о том, считают ли респонденты Россию европейской страной, положительно ответили 37%, отрицательно - 55%. В августе 2008 года соотношение было прямо противоположным: 52% против 36%. Считать самих себя европейцами склонны 33% россиян, но вдвое больше опрошенных - 63% - так не думают.
"Отношение к США и ЕС постепенно улучшается, если смотреть на общий тренд", - прокомментировала результаты опроса социолог "Левада-Центра" Карина Пипия, отметив, что негативные настроения не могут сохраняться вечно. А для молодых жителей России Европа по-прежнему остается важным ориентиром "с точки зрения возможностей и желаемого благосостояния".
"В посткрымский период санкции и нарастание антироссийской повестки сначала воспринимались населением с тревогой, но это продолжалось недолго. Потом большинство стали отвечать, что изоляция России их не особо беспокоит. А учитывая, что граждане за все годы исследований видят Россию как страну с "особым путем", противостояние последних лет лишь усилило эти настроения", - цитирует социолога "Коммерсант".
В том же опросе "Левада-Центра" россиян спрашивали об отношении к Грузии: по сравнению с июлем прошлого года, то есть до протестов в Тбилиси и последовавшего разрыва авиасообщения между РФ и Грузией, настроения изменились незначительно. 49% относятся к этой стране хорошо или очень хорошо, 35% - в основном плохо или очень плохо.
"Россияне не изменили мнение о Грузии, потому что продолжительной медийной кампании, которая бы освещала и нагнетала конфликт, не было. Кроме того, тренд на рост позитивного отношения к Грузии, который мы фиксировали последние годы, сразу сломать сложно", - объяснила Пипия.