Издание The New Times в понедельник опубликовало выдержки из бесед с вице-президентом ЮКОСа Василием Алексаняном, скончавшимся 3 октября
newtimes.ru
Издание The New Times в понедельник опубликовало выдержки из бесед с вице-президентом ЮКОСа Василием Алексаняном, скончавшимся 3 октября. В интервью Алексанян рассказывал, что, несмотря на освобождение из тюрьмы, власти продолжали изощренную травлю его семьи, "кошмаря" его самого и сводя с ума родителей. Василий Алексанян просил отложить публикацию, чтобы не повредить своим коллегам, остающимся за решеткой, - экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходьорковскому и бывшему руководителю МФО "Менатеп" Платону Лебедеву.

Как признался Алексанян, который на протяжении всего срока содержания под стражей был тяжело болен и нуждался в основательном лечении, он бы хотел забыть "этот кошмар" - пребывание в тюрьме. По его словам, "это ад, где обычные люди приходят "на работу" и делают зло".

Как выражал уверенность Алексанян, если бы из его случая были сделаны какие-то выводы, то и юрист инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский был бы жив. Как известно, Магнитский умер в СИЗО в 2009 году по причине неоказания ему медицинской помощи, в которой он нуждался.

Как сказал Василий Алексанян журналистам, в тюрьме действует круговая порука, добиться там справедливости просто невозможно: "Они день и ночь думают, как бы от ответственности уйти".

"Пугалки и страшилки" от имени Сечина

По словам Алексаняна, когда он находился за решеткой, ему постоянно передавали "пугалки и страшилки" - к примеру, приходили люди и говорили, что занимающий сейчас пост вице-премьера, а тогда замруководителя кремлевской администрации Игорь Сечин приказал: "Живым не выпускать!" Запугивали через подсадных или через конвоиров.

Как рассказал в интервью Алексанян, и после выхода из тюрьмы его не оставили в покое и не перестали "кошмарить" каждый день. По его словам, власти терроризировали людей, которые с ним работали или пытались ему помочь. Неоднократно арестовывали его водителя по ложному обвинению в наезде на пешехода. "Мои родители с ума сходят. Они боятся, что меня посадят снова и никогда не выпустят", - признавался Василий Алексанян.

Власти, по словам Алексаняна, надеялись на его скорую смерть

По словам бывшего вице-президента ЮКОСа, давление оказывали в том числе на его врача. Ему открыто говорили, что Алексаняна выпустили в расчете на то, что он в течение года умрет. Самого Василия Алексаняна, по его словам, власти до последнего держали на крючке: не снимали арест с имущества - автомобилей и дома, несмотря на официальное прекращение дела. Деньги и часы, изъятые на этапе следствия, просто пропали из уголовного дела, отмечал Алексанян.

На вопрос, почему он не уезжает лечиться за границу, Алексанян отвечал, что Великобритания отказалась ему дать визу на "идиотском основании" отсутствия доказательств, что его что-то крепко связывает с Россией. В то время как такие основания были - ведь на иждивении Василия Алексаняна оставались его восьмилетний ребенок и пожилые родители.

Как считал Алексанян, вероятнее всего, британцы просто не хотели, чтобы он приехал умирать к ним в страну. "Я считаю, что это позор", - отмечал бывший высокопоставленный сотрудник ЮКОСа.

Василий Алексанян скончался после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 39 лет 3 октября на даче своих родителей в Подмосковье. Похороны бывшего вице-президента ЮКОСа прошли в конце прошлой недели на Хованском кладбище Москвы.

У Алексаняна была тяжелая форма СПИДа, в тюрьме он почти полностью потерял зрение. За время пребывания под стражей Алексанян также заболел раком печени и туберкулезом. Несколько раз суд отказывал ему в освобождении, несмотря на медицинские заключения о тяжести заболеваний.

На свободу Василий Алексанян был выпущен только в 2008 году под залог в 50 млн рублей. В 2010 году дело против Алексаняна было официально прекращено за истечением срока давности.