Живут здесь замкнуто, лишнего о себе болтать не любят, а браки заключают в основном со своими, местными. Но, несмотря на это, о Найманах знают по всей России. Еще первый секретарь обкома партии Анатолий Березин называл его самым знаменитым мордовским селом. И все благодаря местным липовым погорельцам, которые исстари разъезжали по всей стране и просили подаяния.
Откуда пошла традиция пополнять семейный бюджет милостынею, доподлинно не известно, но попрошайничеством до сих пор занимаются более половины наймановских жителей. О своем способе честного отъема денег у населения они предпочитают не распространяться - между "погорельцами" существует заговор молчания. Тот, кто распустит язык перед чужаками, становится в селе персоной нон грата. И это понятно, ведь заработки попрошаек немалые. По оценкам местных специалистов, за месяц на милостыне они зарабатывают до 40 тысяч рублей, не считая продуктов и одежды, которыми женщины также не брезгуют.
Недавно журналисты предлагали некоторым "погорельцам" завидную сумму за рассказ о своей "профессии". Но найманцы отказались от заманчивого предложения и всем своим "собратьям" наказали молчать. Однако некоторые секреты местных жителей все же удалось выяснить, пишет мордовская газета "Столица С".
"Найманцы испокон веков отличались склонностью к авантюризму, - рассказывает местный житель Василий Абрамов (имя и фамилия изменены). - Не знаю, как при царе, а в советские времена они жили в основном за счет спекуляции, торговли скотом и... попрошайничества. К примеру, мой дед, как и многие мужики, продавал коров. В соседнем селе скупал старую скотину, за ночь "омолаживал" ее лет на десять, а утром вел на рынок. И покупатель был уверен, что рогатая красавица столько дает молока, что "не выдоишь за ночь, устанет рука". До сих пор помню, как он шлифовал буренкам рога, чтобы скрыть их истинный возраст. А женщины занимались спекуляцией. Они ездили по всей стране, скупали дефицитные шмотки, ковры, которые потом с большим наваром продавали в Мордовии".
Жительницы села, которые по каким-то причинам не хотели торговать, становились "погорельцами" и отправлялись "сочить" - попрошайничать. Они разъезжали по всему СССР с липовыми справками о сгоревшем доме и собирали дань с сострадательных граждан.
"Справки, по-нашему - зрилки, выдавал местный житель Николай Илюшов, - продолжает Василий. - Такого умельца рисовать поддельные печати мордовская земля еще не знала. Ему достаточно было посмотреть на оригинал в течение несколько секунд, чтобы воспроизвести его химическим карандашом на ладони, а затем отпечатать на бумаге. За зрилки сельчане расплачивались с ним стаканами мордовского пьяного кваса. Алкоголь его потом и сгубил. А какой был талантливый человек! Художник! Написанные им иконы почти в каждом доме стоят".
В середине 80-х волна попрошайничества заметно спала. Найманцы стали честно работать в местном колхозе-миллионере "Труд", который не раз получал награды на ВДНХ за элитных овец и баранов. А его председатель Николай Рытиков был даже удостоен ордена Ленина. Однако с развалом Союза все изменилось - колхоз выкупила частная компания, и он через пять лет разорился.
Сельчанам снова пришлось вспомнить старые традиции. В иногородние "командировки" наймановские женщины отправляются по две-три, иногда с детьми. Они попрошайничают в основном по деревням, где еще остались сердобольные люди. Домой возвращаются с неплохими барышами.
Специфика дела, когда сегодня "погорелец" в Казани, а завтра - в Рязани, позволяет обходиться без всякой "крыши", так что прибыль целиком остается в его кармане. Что, кстати, выгодно отличается от бизнеса профессиональных нищих. Правда, выручка зависит от платежеспособности подателей, поэтому у каждого "погорельца" есть излюбленный "тракт", который держится в строжайшем секрете.
Самыми "хлебными" местами признаны Татарстан, Тамбовская, Воронежская, Саратовская, Самарская, Тюменская области. Многих попрошайничество затягивает до такой степени, что просить милостыню едут не ради денег, а чтобы развеяться и "посмотреть мир". Иногда на это толкает элементарная зависть.
"Недавно моя соседка увидела на подружке дочери красивую золотую цепочку, - рассказывает Абрамов, - а на следующий день отправилась попрошайничать, чтобы купить своей дочке еще лучше. Есть и такие, которые просто не могут остановиться. Знаю одну бабушку, которая в 80 лет продолжает разъезжать по стране и, понятное дело, имеет неплохую прибавку к пенсии".
Чтобы заставить раскошелиться современного россиянина, который подчас живет гораздо беднее "погорельца", необходимо иметь недюжинный талант актера и навыки психолога. Найманские женщины не только прирожденные актрисы, но и обладают редкостной красотой, что делает их бизнес еще доходнее. Рассказывают, что некоторые из них в "командировках" частенько обольщают пожилых мужчин с толстыми кошельками, а спустя несколько месяцев совместной жизни исчезают, прихватив значительную часть имущества супруга. А настоящие мужья в это время либо ведут хозяйство и растят детей, либо уезжают на заработки в Москву: местные мужчины издревле славятся плотницким мастерством.
Педагоги найманской школы говорят, что такие семьи абсолютно нормальные и социально устойчивы. В них не пьют, не курят, о детях заботятся хорошо: малышей стараются одеть с иголочки, а старшим дать высшее образование, в основном медицинское или юридическое. К примеру, в позапрошлом году из 11 выпускников сельской школы 9 поступили в университет им. Огарева. Молодые семьи, как правило, с самых первых дней не имеют бытовых и финансовых проблем. Дело чести родителей обеспечить их жильем, обстановкой, за которую ни перед кем "не будет стыдно".
Найманцы вообще отличаются непомерным честолюбием, у них все должно быть лучше, чем у соседа: дом, интерьер, машина, свадьба. Дома "погорельцев" поражают своей основательностью и красотой даже искушенных. А ради пышной процедуры бракосочетания здесь могут продать и квартиру в Саранске, как поступила недавно одна местная семья. Остаться нищим в Русских Найманах никто не боится - милостыня спасет от любой инфляции и дефолта.