Financial Times: гостям Путина из G8 придется вытерпеть саммит в Санкт-Петербурге
Архив NEWSru.com
Лидерам G8 не надо отказываться от угощения на саммите в Петербурге. Но причин обниматься с хозяином Кремля еще меньше. Президент США Джордж Буш может подвергнуть бойкоту банкет в честь открытия июльского саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Не желая отставать, но робея нанести такое страшное оскорбление президенту Владимиру Путину, европейские лидеры уйдут из-за стола до того, как подадут десерт. Такую метафору положения, в которой оказались США и их партнеры по прежней "большой семерке", предлагает газета The Financial Times. Напомним, в июле саммит в рамках "большой восьмерки" должен впервые пройти под председательством России в Санкт-Петербурге.

Все же дипломаты сходятся на том, что гости Путина должны просто приехать и вытерпеть саммит в Петербурге. Бойкот запоздал, и в любом случае в американской администрации и между европейскими правительствами слишком много разногласий, чтобы можно было выработать единое мнение.

Не так много времени прошло с тех пор, как тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер и лидер Франции Жак Ширак обнимались с Путиным в надежде, что их новая ось станет противовесом мощи США. Еще в прошлом году сам Буш принимал российского лидера в Белом доме и называл его "мой друг Владимир".

Шредер с тех пор сошел с политической сцены, и, разумеется, это простое совпадение, что ему предложили привлекательную должность в российской государственной компании "Газпром". Его преемница Ангела Меркель меньше склонна стоять на коленях перед Кремлем. Буш, в свою очередь, провозглашает, что продвижение свободы и демократии жизненно важно для интересов США.

Но, пишет Financial Times, российский лидер остается невозмутимым. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Страны G8 должны стремиться к большему реализму в формулировании условий отношений. Сторонники реалистической линии во внешней политике полагают, что Запад должен руководствоваться только собственными интересами. США нуждаются в помощи российского лидера, чтобы обуздать ядерные амбиции Ирана и вести войну против терроризма. Европа получает от контролируемого Путиным "Газпрома" четверть всех газовых поставок. Так что лучше всего предоставить внутренние дела России русским и заключать сделки, выгодные Западу.

Проблема такой аргументации в том, что она путает краткосрочные тактические выигрыши с долгосрочными стратегическими интересами. Сторонники этой линии полагают, что интересы Запада можно разом отделить от российской внутренней политики и каким-то образом согласовать с внешнеполитическими амбициями Москвы.

На смену риторике о великом стратегическом партнерстве должны прийти открытое признание различий и бескомпромиссное отстаивание демократических принципов. Нет нужды во враждебности, но есть обязанность западных демократий защищать свои ценности. Страны G7 должны однозначно заявить, что не станут соучастниками восстановления гегемонии России над ее соседями, не согласятся с тем, что бывшие советские республики Центральной Азии недоступны для распространения демократии и законности.

Двухпартийная рабочая группа, созданная американским Советом по международным отношениям, была права, заявив на этой неделе, что США "должны покончить с чрезмерным почтением к России, когда речь идет об отношениях Америки с государствами на окраинах России". Американские и, в данном случае, европейские интересы заключаются в поддержке таких государств, как Украина и Грузия в их попытках стать членами мирового сообщества.

Зависимость Европы от российского газа не означает, что ее интересы совпадают с интересами Москвы. Страны G8 слишком часто ошибаются, полагая, что все козыри находятся на руках у России. Все же Бушу следует пообедать, а европейцам - съесть десерт. Но потом они должны сказать все, что думают об уничтожении российской демократии, заключает издание.